Ребенок может развиваться, только общаясь с другими людьми, чтобы его мысли, чувства были доступны другим людям, и он умел выражать их с помощью речи.
Когда речь ребенка хорошо развита и понятна для окружающих, он не испытывает никаких затруднений в социализации. Чем лучше речь, тем он лучше социализируется и ему проще добиться успехов в жизни. К сожалению, множество факторов – таких, как перенесенные заболевания и травмы, пороки развития, а также неправильное воспитание, могут привести к различным нарушениям. В этом случае необходима помощь логопеда, а в некоторых случаях, и целой команды специалистов, которые могут действовать сообща. В данном случае, это может осуществляться грамотно только в рамках клиники.
С чем обращаются к логопеду?
Чаще всего логопеды имеют дело с таким нарушением, как неправильное (невнятное) произношение звуков. Причин его может быть несколько, и только после тщательного обследования логопед может сказать, чем вызвано расстройство речи в конкретном случае. Судить о том, насколько четко произносит ребенок отдельные звуки, слоги и слова, можно после того, как ему исполнится 5 лет.
Понять, что речь ребенка нарушена, можно по следующим показателям:
- отсутствию, искажению звуков и замещению их другими (дислалия);
- затруднение артикуляции (дизартрия),
- изменение тембра голоса, или ринолалия и произношение «в нос»;
- снижение звучности (дисфония);
- нарушение понимания звуков речи;
- различные изменения темпа , ритма и плавности (заикание) речи, нарушения письменной речи;
- восприятие и понимание речевых звуков.
Если своевременно не устранить проблемы, описанные выше, то в школьном возрасте у ребенка возникнут нарушения чтения и письма (дислалия, дисграфия). В школьном возрасте логопед занимается коррекцией нарушений, а в дошкольном – их профилактикой.
Как проходит речевая терапия?
Для исправления дефектов логопед проводит с ребенком индивидуальные или групповые занятия, на которых создаются условия, способствующие решению имеющихся проблем. В зависимости от того, что именно привело к их возникновению, выстраивается индивидуальный план работы с маленьким пациентом.
Все занятия проводятся в игровой форме с учетом возрастных особенностей ребенка с использованием общеразвивающих методик.
От чего зависит успех терапии?
Неправильная речь – это вредная привычка ребенка, чтобы ее исправить, нужно всегда и везде замечать ее и исправлять. Поэтому так важно взаимодействие специалистов с родителями, их помощь. Нужно постоянно контролировать произношение, напоминать ребенку о том, как важно говорить правильно.
Если же причиной расстройства стало заболевание нервной системы, травмы головы или другая патология, для достижения хороших результатов необходима помощь других специалистов – стоматолога, невролога, психиатра и других.
В нашей клинике лечение логопедических расстройств часто дополняется остеопатией. Практика показывает, что большинство нарушений речи связаны с неправильной работой зоны головного мозга, отвечающей за восприятие и воспроизведение звуков. Врач-остеопат помогает создать условия для нормализации мозговой деятельности, и тем самым способствует выздоровлению малыша.
От того, как развивается речь в раннем возрасте, зависит, насколько комфортно ребенок будет чувствовать себя в обществе, а значит – и насколько успешной личностью он станет. Если вы замечаете какие-то нарушения, не откладывайте визит к логопеду.