Традиционно в отечественной ортодонтии принято исправлять прикус после 12 лет, когда все основные зубочелюстные структуры уже сформировались.
Основные способы исправления прикуса – это ношение пластинок, брекетов и других жестких конструкций, которые меняют положение зубов. Очень мало значения при этом отводится профилактике этих нарушений. Между тем, профилактика – это наиболее безболезненный и физиологически правильный подход: легче предотвратить деформацию прикуса, чем лечить ее впоследствии.
В мировой практике существует два основных подхода к лечению: механистический и функциональный.
- Механистический подход предполагает механическое воздействие на зубочелюстные структуры с помощью брекетов и других корректирующих систем.
- Функциональные методики работы направлены на коррекцию функции, то есть формирование правильного мышечного механизма, обеспечивающего гармоничное развитие всех, в том числе зубочелюстных, структур черепа.
Osteo Poly Clinic – одна из немногих клиник в России, где разработана и реализуется комплексная работа по исправлению прикуса у детей. Ее проводят лучшие специалисты в своей области; каждый из них ведет свое направление лечения, работая в содружестве с другими докторами.
В клинике 2 направления по работе с зубо-челюстной системой у детей:
- профилактика зубо-челюстных нарушений
- коррекция зубо-челюстных нарушений
В Osteo Poly Clinic специалисты используют оба подхода в исправлении прикуса, по возможности отдавая предпочтение наиболее физиологичному и безопасному – функциональному.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, который применяется с целью формирования у детей нормального звукопроизношения, укрепления мышц артикуляционного аппарата, развития силы и подвижности органов, участвующих в речевом процессе. К органам артикуляционного аппарата относятся мышцы глотки, язык, мягкое и твердое небо, губы и щеки, нижняя челюсть, а также зубы. Назначает и проводит артикуляционную гимнастику специалист логопед либо остеопат. Также заниматься с ребенком могут родители в домашних условиях.
Важно! Родители должны четко понимать, что артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат малыша к правильному произношению. Но не заменит комплексное лечение логопеда или остеопата!
Шлейф неприятностей...
«Ну и что? — скажет кто-то. — Подумаешь — язык лежит не так. Все равно его никто не видит». К сожалению, неправильное положение языка чревато разнообразными малоприятными последствиями. И кривые зубы — лишь самая заметная, но не самая значительная неприятность. Для того чтобы проследить всю цепочку, нужно начинать с момента рождения.
Грудным младенцам присущ инфантильный тип глотания. При сосании они прокладывают язык между деснами специфическим образом, во рту при этом создается вакуум, и молоко поступает самотеком. Большинство детей справляются с этой задачей, в некоторых случаях требуется помощь с организацией правильного прикладывания к груди. Есть нюансы для детей, находящихся на искусственном вскармливании, они решаются с помощью ортодонтической соски с маленькой дырочкой.
Когда у ребенка прорезаются первые зубы и он начинает приобщаться к твердой пище, его тип глотания перестраивается с инфантильного на соматический — взрослый. Окончательный переход должен состояться около 2,5 лет. К этому возрасту язык занимает физиологически правильную позицию на верхнем нёбе.
К сожалению, перестройка процесса глотания по не вполне ясным причинам происходит не всегда. С течением времени неправильный мышечный паттерн закрепляется. И это очень серьезное нарушение с далеко идущими последствиями. А именно — дефекты роста костей черепа и носо-ротовое дыхание.
Из-за неправильно уложенного во рту языка при глотании он не давит на верхнее нёбо, и верхняя челюсть растет в длину и не растет в ширину, как это ей положено. А не сформированная верхняя челюсть не позволяет правильно расти нижней. Лицо удлиняется, как бы растет вниз. И вот мы имеем узкое «готическое» небо, зауженные носовые ходы и, соответственно, ребенку дышать носом элементарно тяжело. В норме турбулентный поток воздуха при вдохе через нос делает в пазухах петлю — это также способствует правильному росту черепа. Но если давление воздуха в пазухах снижено, то формируется уплощенное лицо аденоидного типа без выраженного челюстного угла и с узкой челюстью, на которой не могут разместиться все положенные от природы зубы. Это помимо того, что носо- ротовое дыхание мешает полноценному снабжению мозга кислородом. Так ребенок становится пациентом сразу трех врачей — ЛОРа, ортодонта и невропатолога.
Симптомы
Очень важно вовремя обнаружить признаки того, что у подросшего ребенка по-прежнему преобладает инфантильный тип глотания, язык не «прилипает» к верхнему нёбу, а дышит он преимущественно ртом, а не носом. Об этих нарушениях развития можно судить, в частности, по осанке — когда ребенок стоит ровно, его ручки оказываются не «по швам», а подаются вперед. Также вперед выдвинута голова. При глотании дети выдвигают голову еще сильнее вперед, чтобы обеспечить себе ток воздуха. Обращайте внимание на темные круги под глазами — они также нередко говорят о том, что у ребенка язык внизу, и он дышит ртом. Ну и, конечно, если во время сна рот приоткрыт, пусть щель всего 1-3 миллиметра, — это очевидный признак описанных выше нарушений, если, конечно, в данный момент у человека нет насморка.
Как исправить прикус
Надеемся, вы поняли, какое значение для здоровья, интеллекта и внешней привлекательности имеет правильное положение языка во рту. Проблема обозначена — нужно ее решать. У совсем маленьких детей остеопат может поправить «заблудившийся» во рту язык. Но когда ребенку уже 3-5 лет, должен подключиться специалист по миофункциональной гимнастике. Потому что язык нужно «переучивать», чтобы вернуть способность дышать носом. Помимо специальных упражнений для этого используются трейнеры. Трейнер — силиконовую пластинку особой формы — помещают ребенку в рот. Рот при этом заклеивают. Чтобы процедура не была неприятной для ребенка, поставьте ему мультфильмы или почитайте ему книжку. Через несколько месяцев регулярных упражнений и использования трейнера правильный паттерн автоматизируется, и развитие ребенка пойдет по пути, предусмотренному природой.
Конечно, ежедневные занятия требуют от родителей определенных усилий: напомнить, поправить, проконтролировать, мотивировать ребенка на выполнение комплекса миофункциональной гимнастики и ношение трейнера. Но это тот самый случай, когда относительно малыми средствами можно решить очень серьезные проблемы.
В Osteo Poly Clinic работают врачи-остеопаты с большим опытом коррекции зубо-челюстного аппарата. И мы настоятельно рекомендуем отнестись со всей серьезностью к тому, как глотает ваш ребенок.
Показания к применению:
- скученность зубов во фронтальном отделе нижней челюсти
- бруксизм
- открытый прикус во фронтальном отделе
- глубокий прикус
- неправильное положение нижней челюсти
- "вредные привычки" - сосание пальца, языка
- неправильное глотание
- речевые проблемы
Противопоказания:
- отсутствие зубов
- выраженный пародонтит
- психические заболевания
- аллергические реакции
- нежелание пациента лечиться
- конфликт дети - родители
- перекрестный прикус
- значительная заложенность носа
С какого возраста можно исправить прикус и применять трейнеры?
- c 2 лет (серия STOPPI, MUPPY)
- с 5 лет — 8 лет (серия i-3)
- с 6 лет — 12 лет (серия T4K)
- с 12 лет — 15 лет (серия T4A)
- старше 15 лет (серия T4A)
- c 10 лет — 11 лет (серия TMJ)
- c 12 лет и старше(серия TMJ, при бруксизме)
- с 9 лет — 10 лет (серия Myobrace)