При обнаружении речевых дефектов и нарушений следует записаться на консультацию к логопеду, который совместно с остеопатом разработает эффективную тактику лечения, направленную на восстановление утраченных функций, а также обеспечение полноценного интеллектуального и психического развития
Наличие в речи акцента порой существенно портит жизнь и мешает реализовать некоторые возможности и шансы. Если человек неправильно ставит ударения, интонирует и повышает голос не так, как общепринято, возникают проблемы и с общением, и в профессиональной среде. Такую речь бывает сложно воспринимать, из-за этого понимание достигается с трудом.
Искаженные слова и фразы зачастую режут слух, и помимо непонимания у собеседника возникают раздражение и негативные эмоции. Поэтому в большинстве случаев из-за подобных речевых нарушений страдает качество жизни, падает самооценка.
Логопед — это педагог, специалист по работе с детьми с физическими и/или психическими нарушениями. Занятия с дефектологами, как правило, очень нравятся детям, поскольку они воспринимают их как игру. Но во время этой игры происходит стимулирование нормальной способности к познанию окружающего мира. Дети получают положенные им по возрасту знания, при этом у них развивается речь, они делают первые шаги в обучении грамоте и чтению, осваиваются с простейшими математическими представлениями, раскрывают способности к творчеству и т.д. И что очень важно — у них формируется положительная мотивация к обучению.
Разумеется, не в каждом случае коррекция задержки развития выводит ребенка в физиологическую норму – ведь причины этой задержки различны. Но то, что результат будет, даже в самом тяжелом и запущенном случае — сомнений нет.
Логопедические нарушение, ЗПРР или СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!
Каждая мать сравнивает своего ребенка с другими и нередко находит массу поводов для расстройства. Все ровесники ловко собирают пирамидки и легко справляются с паззлами, а мой только ломает игрушки. Другие дети в песочнице лепят куличи, а мой всю прогулку проводит на качелях. Соседский мальчик уже читает про Малыша и Карлсона, а мой не знает ни одной буквы.
Стоп!
Нормы развития детей дошкольного возраста, безусловно, существуют. Однако многие дети проходят индивидуальный путь развития — в чем-то отстают, а в чем-то опережают, но в конце концов выравниваются. Поэтому многие мамы на родительских форумах убеждают своих менее опытных коллег, которые заходят в интернет, чтобы поделиться своими тревогами, дружно успокаивают своих менее опытных коллег: «Не волнуйтесь! Мой тоже играл только кастрюлями, а теперь отличник и перворазрядник».
Действительно, если у ребенка нет серьезных неврологических и генетических патологий, с большой вероятностью он выровняется. Но расслабляться нельзя, чтобы не пропустить реальную задержку развития и как следствие — большие проблемы накануне поступления в школу, когда выяснится, что ребенку трудно сосредотачиваться и удерживать внимание, что он не понимает принципов выполнения простых задач, с трудом учит стихи, не справляется с письмом и вообще не хочет, а иногда и не может учиться. А ведь многое можно относительно легко подкорректировать в возрасте 3-5 лет с помощью комплексной работы специалистов — логопедов, нейропсихологов, остеопатов и других специалистов.
ОБСЛЕДОВАТЬСЯ — ВСЕМ!
Обычно рекомендуют проконсультироваться у логопеда врач-педиатр, наблюдающий ребенка, или воспитатели детского сада. Эти советы не следует игнорировать. Если у мамы есть сомнения в том, что ребенок развивается правильно, если, по ее мнению, интеллектуальное развитие не укладывается в возрастные нормы, то нужно не искать поддержки в интернете и не заниматься самостоятельной постановкой диагнозов, а привести его на диагностику. Существует ряд возрастных тестов, которые правильно воспроизвести и интерпретировать может только специалист. Кроме того, ребенок может просто отказаться выполнять какие-то действия по просьбе мамы, а в кабинете логопеда, в спокойной и доброжелательной обстановке, по просьбе специалиста, который умеет заинтересовать и дать понятную инструкцию, внезапно пройдет тест на «отлично». Прямо как в том известном анекдоте про немого мальчика, которому однажды пересолили суп.
Логопедическое (дефектологическое) обследование включает широкий круг параметров. Начинается все со знакомства: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет?» Могут быть заданы вопросы по картинкам: «Что здесь изображено? Найди и назови диких животных. Какая это сказка? Что случилось с Колобком в конце?». В карте обследования логопед отмечает, насколько развиты слуховая и зрительная память, логическое мышление, речь. Оцениваются сформированность временных и пространственных представлений, усвоены ли простейшие математические представления и т.д. Проверяется владение навыками чтения — правильность, выразительность, понимание прочитанного.
ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ
После диагностики принимается решение о необходимости и форме дальнейшей дефектологической работы. Как правило, это групповые и индивидуальные занятия. Важно, чтобы группы формировались из детей с однородной структурой нарушения..
Успех работы логопеда дефектолога во многом зависит от того, насколько глубоко к процессу коррекции подключаются родители и люди, которые тесно взаимодействуют с ребенком — бабушки и дедушки, няни, педагоги дополнительного образования и т.д. Очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации специалиста и продолжали занятия в каждую свободную минутку.