Логопеды - дефектологи
Логопедом называют узкопрофильного специалиста, который занимается устранением речевых дефектов у взрослых и детей. Профессиональная деятельность логопеда (учителя) заключается в правильном постановлении звуков, обучении навыкам словообразования, грамотному произношению и изложению мыслей, а также расширению словарного запаса.
Устранение и коррекция нарушений речи осуществляется путем воздействия на речевые органы с помощью дыхательной гимнастики и специально разработанных упражнений. Также в логопедии используются различные методики, которые способствуют запоминанию преподнесённой информации и закреплению полученных результатов. Это благоприятно отражается на развитии памяти, мышления и внимания.
Какие болезни лечит (корректирует) логопед (Москва)
В компетенцию специалиста входит борьба с различными нарушениями и патологиями речевого аппарата:
- Дисфонии – патологии голоса, которые сопровождаются осиплостью и охриплостью;
- Афонии – расстройства звучности речи, при которых сохраняется способность произносить звуки шепотом;
- Брадилалии, тахилалии – дефекты скорости произношения;
- Логоневрозы – заикание;
- Дислалии – нарушения произношения отдельных звуков, которые характеризуются картавостью и шепелявостью;
- Ринолалии – гнусавость;
- Дислексии – проблемы в обучении основам письма и чтения;
- Расстройства речи, возникающие у людей с патологиями слуха.
Также специалист в области логопедии занимается устранением речевых дисфункций, которые развиваются после перенесенных операций и травм.
Как проходит прием у логопеда
Методы и приемы лечения дефектов речи у взрослых и детей отличаются. Коррекция речевых отклонений у ребенка осуществляется в игровой форме. Наиболее эффективную методику определяет логопед в индивидуальном порядке с учетом характера и первопричины нарушения (перенесенные инфекционные патологии, стрессовые ситуации, врожденные заболевания, неправильное отношение со стороны взрослых т.д.).
Устранение речевых дефектов у взрослых начинается с определения причины, которая способствовала развитию нарушений и степени повреждения голосового аппарата. Для восстановления функций речи после вмешательств на гортани используется методика «пищеводной речи». Она заключается в образовании звуков через пищевод. Если нарушения спровоцированы параличом или инсультом, применяется комплексный подход для постепенного и поэтапного возобновления речевых функций (логопедические методики, массаж, физиопроцедуры, мануальное воздействие и т.д.).
Когда обращаться за консультацией к логопеду
Обратиться за помощью к логопеду необходимо в следующих ситуациях:
- Полное отсутствие речи или запоздалое ее развитие.
- Неправильное произношение любых звуков, спровоцированное короткой уздечкой или недоразвитостью речевого аппарата.
- Быстрый или медленный темп разговора, пропускание звуков или спутанность в их произношении. Данные нарушения могут возникнуть на фоне повреждения слухового аппарата.
- Детский церебральный паралич. Неоказание соответствующей логопедической помощи в подобном случае может стать причиной невыразительности или полного отсутствия речи.
- Перенесенные оперативные вмешательства на ротоглотке или по удалению врожденных дефектов лица. После операции требуется повторное приучение лицевых мышц к работе.
Кроме вышеперечисленных показаний, существуют возрастные изменения, при которых требуется консультация врача логопеда:
- В возрасте полутора лет ребенок должен по назначению использовать слова мама и папа;
- В 2 года дети должны уметь выполнять просьбы взрослых и определять части тела;
- В 2,5 года ребенок должен различать слова маленький, большой, дети, взрослые;
- В 3 года дети должны понимать и учить стихотворения, сказки, различать цвета, считать до десяти. Также они должны уметь называть свою фамилию, возраст, имя и отчество;
- В 4 года ребенок должен сам называть цвета, уметь слушать длинные рассказы, пересказывать их и сосредотачиваться.
Своевременное обращение к врачу и консультация специалиста помогут подобрать эффективный курс лечения и скорректировать (восстановить) речевые нарушения любой тяжести.
Сотрудничество логопеда и остеопата
В некоторых случаях одних логопедических методик, чтобы восстановить речевые функции, недостаточно. Согласно исследованиям, максимальных результатов в борьбе с тяжелыми нарушениями речи позволяет достичь комплексное использование логопедических и остеопатических приемов.
Каким образом остеопат помогает логопеду?
Большинство речевых расстройств вызвано проблемами внутриутробного развития и патологиями раннего развития, связанными с поражениями структур головного мозга. Используя щадящие мануальные техники и приемы врач остеопат без применения лекарственных препаратов, хирургических вмешательств и каких-либо подручных средств воздействует на кости крестца, позвоночника и черепа. Благодаря методам остеопатии можно за несколько сеансов исправить череп (в течение первого года жизни малыша), деформированный и поврежденный во время родового процесса. Также в ходе остеопатического воздействия снимаются спазмы, напряжения мозговых оболочек и создаются условия для полноценной деятельности мозга.
Схема взаимодействия остеопата и логопеда заключается в следующем: сначала остеопат убирает последствия травматизации путем мануального воздействия и создает оптимальные условия (потенции) для последующего развития пациента, после чего логопед превращает эти потенции в жизненные успехи и устраняет речевые нарушения. Положительная динамика комплексной терапии наблюдается уже в первые недели воздействия: способность концентрироваться восстанавливается, речь нормализуется, уровень внимания и успеваемости повышается.
При обнаружении речевых дефектов и нарушений следует записаться на консультацию к логопеду, который совместно с остеопатом разработает эффективную тактику лечения, направленную на восстановление утраченных функций, а также обеспечение полноценного интеллектуального и психического развития.