Этот вопрос часто возникает у родителей, которым, с одной стороны, понятно, что подрастающему ребёнку нужна компания сверстников, нужно учить его взаимодействию с другими детьми не только на площадке или в гостях у друзей.
С другой, стороны, страшно отпускать любимого малыша – вдруг он не найдет общего языка с другими детками? Вдруг его будут обижать, за ним не будет должного присмотра, и он будет страдать в детском саду?
Чтобы избежать подобных проблем, стоит учитывать, что далеко не каждый возраст ребенка подходит для социализации. Каждый малыш – уникальная личность, и обязательно нужно смотреть на особенности ребенка, на его характер, на то, насколько хорошо он социализирован, насколько владеет навыками самообслуживания, как сильно привязан к маме. Внимательные родители, наблюдая за своим крохой, уже до момента его похода в детский сад могут примерно предполагать, насколько легко ребенок адаптируется к новой для себя ситуации.
Не стоит «отрывать» от мамы ребенка в кризисный возраст – так называемый «кризис трехлетия». В это время ребенок становится строптивым, капризным. Родителям бывает невдомек, что выходки малыша – это признаки того, что его психическое развитие идет нормальными темпами, что у него начинают формироваться воля и независимость, что происходит необходимая сепарация от мамы. Но и для окружающих ребенка людей, и для него самого это может оказаться очень проблемный возраст. В конфликтных ситуациях реакции на огорчение, на нехватку возможностей могут быть очень острыми у крохи, вплоть до слез и крика. Этот период становления личности нужно просто пережить, по возможности помогая ребенку, но не нагружая его сверх меры новыми непростыми задачами. А необходимость вдруг ходить в детский сад – именно из таких стрессовых задач, которые могут быть малышу не по силам.
Поэтому лучше отдать в садик ребенка чуть раньше или чуть позже 3-х лет. Если малыш общительный, открытый, легко идет на контакт, умен в рамках своего возраста – стоит попробовать отдать его в сад пораньше, в возрасте 2,5 лет. А остальным нужно дать время пережить кризис трехлетия и отвести в первый раз в новый коллектив детского сада в возрасте 3,5-4 лет.
Стоит отметить, что кризис трехлетия начинается не всегда строго в третий день рождения ребенка. У кого-то он может наступить раньше и к трехлетию уже почти пройти, а другие переживают его с опозданием.
Бывает, что в детский сад родители решают вести ребенка не потому, что это необходимость (например, из-за того, что мама работает), а чтобы подготовить его к школе – в рамках подготовительного этапа. Происходит это примерно в возрасте 5-5,5 лет. И это оправданно, особенно для детей застенчивых, тех, кто в раннем возрасте трудно адаптировался к новой обстановке, для тех, у кого была сильная привязанность к матери. В 5 лет у малыша начинается очередная гормональная перестройка, и многие дети, бывшие тревожными и стеснительными, будто «раскрываются», становятся более коммуникабельными, с радостью знакомятся с новыми людьми. Для них такой поздний поход в детский сад может быть действительно хорошей подготовкой к школе – и прежде всего с точки зрения социализации и умения взаимодействовать с коллективом.
По возможности лучше выбирать сад, где группы детей невелики. Самый адекватный размер группы – 10-12 человек разного пола. Если количество детей в группе больше, малышу 2,5 или 3,5 лет будет труднее адаптироваться к новым обстоятельствам.
А в старшем дошкольном возрасте, когда в детском саду начинается подготовка к школе, причина другая: когда у детей начинаются серьезные занятия по математике, развитию речи и т.п., малые группы помогут педагогу донести новый материал в полном объеме до каждого маленького ученика.
Автор |