Формирование связной речи детей
Процесс формирования связной речи детей во многом зависит от их окружения, от приучения ребенка к чтению и диалогу самими родителями с самого раннего возраста, а после, в дошкольном периоде, от умения педагогов побуждать ребенка к устным высказываниям.
Почему развитие связной речи детей в дошкольном периоде имеет такое большое значение
От умения общаться, передавать свои мысли зависит роль человека в обществе, его способности к обучению и восприятию действительности. Связная речь демонстрирует связные мысли, уровень развития памяти, мышления, воображения. Для человека важно не только уметь осмысливать все, что его окружает, но и делать об этом логические выводы, последовательно и точно формулировать свою мысль, интонационно верно выражать ее вслух.
Чтобы формирование связной речи детей прошло успешно, необходимо двигаться в нескольких направлениях:
·непрерывно обогащать их словарный запас;
·приобщать к чтению, развивать привычку к нему и интерес;
·учить правильно строить словосочетания и предложения;
·обучать участию в диалоге и формулированию монологической речи.
Если формирование (развитие) связной речи маленьких детей пройдет по всем правилам, подростки сумеют реализовать себя в учебе, построить успешную карьеру во взрослой жизни, обзавестись семьей и в свою очередь способствовать правильному развитию речи своих детей.
Человек всю свою жизнь проводит в социуме, это социальное существо, которое не может жить без общения с себе подобными. Умение общаться, отстаивать свое мнение формирует лидерские качества, национальное самосознание, уверенность в себе.
Формирование речи, развитие лексикона – это лишь составляющая по огромной работе в создании связного текста. Другими ее направлениями являются:
·правильное грамматическое сочетание слов в словосочетаниях и предложениях, умение употреблять слова в нужных падежах;
·способность описывать предмет с разных сторон, применяя его различные характеристики – цвет, размер, вкус и запах (если они имеются), форму, предназначение;
·логика в перечислении событий, способность формулировать умозаключение, делать вывод из сказанного и т. д.
Формирование и развитие связной логической речи в дошкольном возрасте обеспечивает своевременное нравственное и эстетическое воспитание. Различные методики по развитию речи дошкольников должны быть использованы с учетом их индивидуальных способностей и потребностей. Иначе разговорный язык будет усвоен не на должном уровне, и даже в начальных классах ребенок будет испытывать затруднения в обучении и общении со сверстниками.
На что следует обратить особое внимание при развитии связной речи детей
Формирование речи – это длительный процесс, который должен быть начат буквально с пеленок. Однако у каждого возраста ребенка свои особенности и свои возможности. Нельзя просто взять и научить детей разговаривать так, как это делают взрослые, необходимо ориентироваться на возрастные особенности.
Различают два типа речи:
·монолог;
·диалог.
Для первого характерно вдумчивое и последовательное перечисление событий, умение описывать предметы и явления, произвольно выбирать из всего богатства языковых средств именно те, которые будут в пересказе наиболее приемлемыми. Мысль не должна быть прерывистой, каждое звено рассказа должно быть передано полно – так, чтобы слушатель мог представить себе всю картину, словно он сам являлся ее свидетелем.
Для диалога необходимы несколько другие умения – способность адекватно отвечать на вопросы оппонента и в свою очередь формулировать свои, исходя из содержания беседы. Одновременно с этим диалог предполагает владение жестами и интонацией. Интересного собеседника характеризует владение беседой – не только умение выслушать и поддержать диалог, но и способность навести собеседника на мысль, дополнить его высказывание или опровергнуть его.
Овладение обоими типами речи – крайне важный итог речевого развития. Но в силу возрастных особенностей происходит это не одновременно:
·до достижения трехлетнего возраста дети подкапливают словарный запас, обучаются использованию в повседневной речи основных слов и предложений;
·дети трех лет овладевают искусством диалога в его простейшей форме – ответам на заданные вопросы;
·четырехлетние малыши уже могут составлять рассказ – правда, тоже в его простейшей форме и, как правило, подражая рассказам взрослых, в таком возрасте можно обучить детей описывать картинку в книжке, рассказывать о своих любимых игрушках или персонажах мультфильмов – так закладываются навыки монолога;
·у детей пяти лет умение составлять монолог развито уже достаточно сильно: если им предложить составить рассказ, они должны делать это с легкостью, однако и здесь для них очень важно в качестве примера иметь перед собой аналогичный пересказ взрослого человека, чтобы дети научились формулировать эмоциональное отношение к своим высказываниям.
Таким образом, сперва происходит обучение диалогу и лишь затем, постепенно, начинается формирование самостоятельных высказываний.
Какие факторы влияют на формирование речи маленьких детей
Формирование связной устной речи благополучно происходит, когда сходятся одновременно три фактора:
- ребенок имеет достаточно богатый словарный запас;
- малыш может связывать словосочетания воедино;
- ребенок желает высказаться.
Когда хоть один из этих факторов отсутствует, развитие у детей речи будет неполноценно. Так, даже при широком лексиконе ребенок не сможет сформулировать свою мысль, если не владеет искусством нахождения взаимосвязи между явлениями. Либо если у него отсутствует желание выговориться, нет достаточной мотивации к озвучиванию своих мыслей. Последнее характерно в том случае, если малыш зажат, закомплексован.
Если ребенок хочет говорить, если он достаточно активен, уверен в себе и желает проявлять инициативу, когда взрослый задает наводящий вопрос, но при этом его лексикон оставляет желать лучшего, такой малыш будет постоянно во время диалога (или монолога) ждать подсказки со стороны взрослого, даже если самостоятельно и с большим желанием вызвался на разговор.
Чтобы развить у детей младшего дошкольного возраста навыки диалога, можно воспользоваться следующими несложными упражнениями:
·вырабатывать у ребенка внимательность, побуждая прислушиваться к речи взрослого, не перебивая, на следующем этапе – прислушиваться к словам своих сверстников;
·чаще просить ребенка выполнить какое-либо действие – к примеру, принести предмет, отнести его на отведенное ему место, помочь прибрать игрушки, показать какую-то конкретную вещь на картинке или среди других игрушек;
·разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы так, чтобы получать от него осмысленный ответ;
·петь с ребенком детские песенки, перечитывать детские стихи;
·попытаться заучивать несложные, небольшого размера стихотворные тексты.
Такие упражнения не только способствуют развитию навыков диалога, но и тренируют память, заставляют адекватно реагировать на чужую речь, формируют способность находить связь между различными событиями.
Следующим этапом (который начинается еще во время предыдущего) является формирование монолога. Начало обучению происходит с четырех лет, с самых простейших упражнений, к семи годам ребенок должен уметь творчески осмысливать свои переживания, чтобы самостоятельно, без указаний со стороны взрослого составлять свои собственные рассказы.
Некоторые приемы, позволяющие формировать связную устную речь
Упражнений, направленных на развитие речи, довольно много. Их могут использовать в домашних условиях сами родители, однако в специализированных центрах или дошкольных учреждениях такие приемы воспринимаются детьми лучше за счет групповых занятий – подражание действиям сверстников, соревновательный характер занятий позволяют детям лучше усваивать материал.
Так, в младшей группе детского сада или при занятиях с трехлетними детьми на дому можно использовать следующие несложные упражнения.
- Научить ребенка внимательно прислушиваться к тексту сказки. Сказочная история должна быть достаточно проста для восприятия детьми этого возраста, коротка, иметь повторяющиеся сюжетные детали, узнаваемых персонажей. В качестве примеров можно взять всем известные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка». Будучи ограничены в языковом материале, дети легче запоминают информацию, которая часто повторяется и сопровождается наглядным примером и положительными эмоциями.
- Продемонстрировать детям действия героев сказки и попутно самих персонажей с помощью кукольного театра или вырезанных из бумаги фигурок основных героев, проговаривая по ходу действия текст.
- Подвести детей к простейшему запоминанию сюжета сказки с помощью проговаривания следом за взрослым основных слов, несколько раз повторяющихся по ходу развития сюжета («Катится Колобок, катится…», «Тянут-потянут – вытянуть не могут» и т. д.).
- Демонстрирующие действия могут носить и не сказочный характер, а ежедневный. Дети проще приучаются прибирать за собой игрушки, если делать это вместе с ними ежедневно перед укладыванием в постель. Точно так же обстоит дело с игровыми обучающими моментами, профессионально нацеленными на формирование устной связной речи. К примеру, специалист медицинского центра OSTEO POLY CLINIC может произвести несколько простейших действий: присесть на стул, взять тетрадь, открыть ее. Дети должны озвучить, какие действия он произвел. Усложнить задачу можно с помощью добавления к уже пройденным действиям дополнительных. К примеру: специалист подошел к столу, присел на стул, взял тетрадь, открыл ее, что-то в ней записал, закрыл тетрадь, встал со стула.
- Чтобы еще больше усложнить задание и одновременно не потерять интерес к нему детей, можно подключить их к непосредственному участию в повторяющихся действиях. Таким образом развивается не только память и речь, но и мотивация детей к проговариванию связной речи. Специалист центра OSTEO POLY CLINIC может предложить ребенку повторить задание вслед за ним, добавив к нему еще одно действие – например, прыжок на месте. При групповых занятиях остальные дети должны отметить, какое действие было «лишним». Игровой момент поддерживает внимание, не дает детям почувствовать усталость от повторения одних и тех действий.
Для пятилетних детей проводятся чуть более сложные упражнения, рассчитанные на то, что у детей уже имеется базовое владение связной речью. Для формирования речи детей пятилетнего возраста и старше используют обучение пересказу.
- Перед преступлением к чтению специалист или родитель должен провести с ребенком вводную беседу, для того чтобы подготовить его к восприятию конкретного текста.
- Очень выразительно прочитать текст, после чего обсудить с ребенком его содержание. Для этого можно использовать наводящие вопросы. Формулировать вопросы следует таким образом, чтобы ребенок осознал все детали произведения: не только отследил ход событий, но и изучил характеры основных персонажей, сформировал собственное к ним отношение, сумел его объяснить.
- Чтобы ребенку было проще пересказать произведение, не упуская каких-то поворотов сюжета, рекомендуется составить план пересказа. Если произведение большое, то в группе детям можно рассказывать его по очереди – каждый ребенок должен отвечать за конкретный пункт пересказа.
- Перед пересказом ребенком текста взрослому рекомендуется еще раз выразительно прочитать текст, чтобы освежить его в детской памяти после обсуждения.
- После освоения детьми такой формы пересказа задание усложняется: детям дается на выбор одно из нескольких произведений. После пересказа они должны придумать к нему логичное продолжение. Закрепление усвоенного урока происходит на выбор специалиста (родителя): если урок по формированию связной речи проходит в группе, подготавливающей детей к школьным занятиям, можно попросить их устроить театрализованную постановку произведения. В домашних условиях это можно сделать совместно с ребенком, используя игрушки, или предложить ребенку нарисовать рисунок по сюжету текста.
Формирование связной речи с помощью описания картинки
Развитие речи может происходить разными способами, один из них – рассматривание картинки и описание ее. Для формирования речи связной с помощью картинки необходимо следовать некоторым правилам, которые позволят ребенку уметь сосредотачивать свое внимание на ее сюжете, основных и второстепенных персонажах, различных деталях. Данный вид занятий можно проводить независимо от обучения с помощью пересказа, но лучше делать это параллельно. Совмещенные виды занятий быстрее позволят развить у детей связную речь, потому что зрительное восприятие лучше влияет на память, а с помощью нее – и на формирование речевых навыков.
- Для того чтобы привлечь внимание к картинке детей младшего возраста, необходимо выбрать такое изображение, которое включало бы в себя минимум деталей и было близко детям по содержанию. Иными словами, это может быть изображение какого-то животного, игрушки или обычных ежедневных действий, с которыми сталкивается каждый ребенок, - прогулки на свежем воздухе, игр с друзьями, умывания, чтения книги.
- Лучшему восприятию изображения поможет вводная беседа в виде общеизвестных детских стихов, потешек или загадок на тему сюжета изображения. Так, к примеру, для картинки, изображающей утреннее умывание, можно прочитать строки из стихотворения «Мойдодыр» К. Чуковского, а на изображение, демонстрирующее детскую игрушку – медведя или зайца, – стихи А. Барто.
- Помогут восприятию и наводящие вопросы. Если дети уже озвучили то, что сумели отметить на картинке, можно задать уточняющие вопросы: кто изображен на заднем плане, какого цвета волосы и глаза у центрального персонажа, что на нем надето, какие предметы его окружают, что он делает.
- Далее необходимо продемонстрировать, как можно пересказать сюжет картинки. То есть специалист или родитель должны озвучить свой собственный пересказ, показав ребенку пример.
- Самостоятельный пересказ ребенком картинки нужно сопровождать наводящими вопросами, чтобы не дать ему сбиться и потерять уверенность в себе.
- Если данный этап пересказа освоен, нужно предоставить ребенку возможность рассказывать картинку по составленному плану.
- Усложняя задачу, необходимо переключать внимание детей на детали, находящиеся на заднем плане, позволить им поразмыслить на тему того, что предшествовало запечатленному на картинке эпизоду и что может последовать за ним.
В более старшем возрасте картины следует предлагать пейзажного плана, чтобы дети имели возможность использовать сравнительные описания, употребляли в пересказе синонимы, сравнения и другие художественные приемы.
Все это делается для подведения детей к самостоятельному составлению рассказов, к творческому переосмыслению информации.
Дополнительные приемы, способствующие развитию связной речи
Связную речь часто формируют у детей старшего дошкольного возраста с помощью описательных приемов. Сравнивая две игрушки, два предмета, две картины, детей вынуждают использовать сложносочиненные предложения с противопоставительными союзами. Усложненный вариант такого описания – использование в качестве объекта изучения человека, его профессии, социальных обязанностей.
Это общеизвестные сведения, которые дети уже могли подчеркнуть к 6-7 годам из собственных наблюдений, телевизионных программ, рассказов взрослых. Другое дело, когда задача в очередной раз усложняется и специалист просит детей составить рассказы, исходя из личного опыта, собственных воспоминаний и переживаний – например, о том, как ребенок провел лето, где отдыхал, как проводил время на даче или в деревне. Это могут быть рассказы, связанные с любым временем года – главное, чтобы они затрагивали непосредственный опыт самого ребенка, побуждая его вспоминать, делать выводы и даже фантазировать.
К примеру, рассказ о том, как ребенок построил птичью кормушку с папой, вовсе не обязательно потребует от него точных воспоминаний хотя бы потому, что никто не сможет контролировать точность воспроизводимой информации. Это побуждает ребенка к творчеству, к фантазированию на тему того, кто в этот момент мог наблюдать за ними, что переживали птицы, когда обнаружили кормушку, почему необходимо подкармливать птиц в зимний период.
Специалистам необходимо понимать, что такие задания выдаются детям уже после того, как они освоили построение предложений, владеют достаточно большим лексиконом, способны интонационно подчеркивать паузы, основные выразительные места текста, их скрытый смысл. В противном случае есть вероятность убить в ребенке уверенность в собственных силах, в возможности красноречивого изложения.
Творческие задания также различаются по типу усложнения:
·сперва специалист должен лишь подвести детей к творческому пересказу, задав начало рассказа, для того чтобы дети додумали его продолжение, логически завершили;
·предложить детям тему и план рассказа с тем, чтобы они творчески осмыслили каждый пункт, вставляя в рассказ собственные детали, основанные на логике развития событий;
·предложить детям темы рассказа без заранее составленного плана;
·предложить детям самостоятельное придумывание не только плана, но и темы рассказа, основываясь на собственном жизненном опыте.
При формировании у детей дошкольного возраста связной речи важно учитывать индивидуальные способности каждого ребенка и не торопить события. На первоначальном этапе всегда следует подавать свой собственный пример пересказа текста, потому что дети младшего возраста подражают взрослым, старательно копируя не только их способ формирования предложений, но и интонационные особенности подачи. Специалисты центра OSTEO POLY CLINIC учитывают все эти факторы и находят индивидуальный подход к каждому ребенку.