Формирование навыков правильной речи
Результаты исследований доказывают, что проблемы психоречевого развития могут быть спровоцированы нарушениями в головном мозге и ЦНС. А именно, эти проблемы могут быть вызваны самыми разными факторами, некоторые из которых способны влиять на малыша еще до его рождения, тогда как остальные проявляют себя в первые дни жизни новорожденного. К ним относятся:
- инфекционные заболевания в период беременности и прочие болезни, которые перенесла беременная женщина;
- роды с разными осложнениями (стремительные, затяжные, преждевременные, запоздалые);
- травмы плода при рождении (черепа, шейных позвонков, ЦНС);
- тяжелые инфекционные патологии в первые месяцы жизни ребенка;
- гипоксия плода в утробе женщины;
- обвитие пуповиной шеи;
- психические травмы на ранних сроках жизни.
Диагностика задержки речевого развития
На каждом этапе развития ребенка он должен овладевать определенным комплексом навыков правильной речи. Однако стоит учитывать, что это очень индивидуально и во многом зависит от состояния здоровья ребенка, атмосферы в семье, воспитания и других факторов. Поэтому все приведенные ниже нарушения могут корректироваться, однако к 7 годам развитие ребенка должно быть в норме. Также следует учесть, что значительное отставание от нормы указывает не на индивидуальные особенности ребенка, а именно на задержку речевого развития, которая может выражаться в следующем.
Возраст от 0 до 3 месяцев:
- ребенок совершенно не реагирует на различные звуковые сигналы (голос, погремушка, звонок);
- он не поворачивает голову в ту сторону, откуда исходит звук, не проявляет никаких действий, когда с ним начинают разговаривать или играть родители;
- не издает характерных для малыша звуков.
4-7 месяцев:
- все так же ребенок не реагирует на посторонние звуки;
- не проявляет никакого интереса к игрушкам и вовсе не интересуется погремушками;
- не предпринимает попыток с помощью голоса привлечь внимание взрослого;
- единственная голосовая реакция малыша — это громкий плач.
8-12 месяцев:
- малыш начинает реагировать на звуки, однако делает это весьма неохотно и вяло;
- не понимает обращенную к нему речь;
- не проявляет никакой реакции, когда слышит свое имя и не поворачивает голову в сторону к тому члену семьи, который к нему обращается;
- даже не старается и не пробует повторить за взрослыми простейшие слоги;
- не показывает на просьбы родителей, где у него или носик, ротик, глазки;
- не проявляет никаких эмоций, когда к нему обращаются взрослые;
- в его речи присутствуют только лепетные слова;
- он не может показать на картинках знакомых ему персонажей.
2-3 года:
- ребенок в этом возрасте может очень неохотно идти на речевой контакт как с незнакомыми, так и близкими;
- в активной речи все так же использует преимущественно аморфные слова;
- путается в основных цветах или вовсе их не знает;
- не способен понять обращенную к нему речь;
- не может поэтапно выполнить инструкцию.
3-4 года:
- внятно произносит только несколько гласных звуков и согласные [м], [п], [б], [д], [т] — остальные звуки искажает или полностью пропускает в речи;
- может построить только простую фразу без падежных и личных окончаний;
- только пробует показывать по разным картинкам предметы,
- начинает понимать речь. которая была к нему обращена, что для данного возраста очень поздно;
- по-прежнему не различает или путает цвета;
- не может составить даже очень простенький рассказ или пересказать сказку.
Методы лечения задержек речевого развития
Лечением задержек речевого развития у ребенка занимаются сразу несколько специалистов: логопед, психолог, невролог, остеопат и другие. Одним из методов терапии этого нарушения будет микротоковая рефлексотерапия, во время которой осуществляется воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны. Эти импульсы позволяют успешно восстанавливать нормальную работу ЦНС. Врач воздействует аппаратом непосредственно на зоны мозга, которые связаны с речью: словарным запасом, пониманием и воспроизведением речи. Разрешено использование микротоковой рефлексотерапии детям с 6 месяцев.
Также по назначению невропатолога или невролога ребенку может быть назначена лекарственная терапия. Прежде чем назначить больному прием медикаментов, врач определяет патологии ЦНС у ребенка, после чего подбирает наиболее подходящую схему лечения нарушений и их осложнений. Зачастую для этой цели назначают ноотропные препараты: Актовегин, Пирацетам. Энцефабол, Кортексин, Нейромультивит. Однако назначать психотропные средства детям нужно только в крайних случаях и по веским показаниям.
Медикаментозное лечение не будет эффективным без сопутствующей педагогической коррекции. Врач-дефектолог исправляет и постепенно ослабляет негативные последствия патологий развития ребенка, а также предупреждает вторичные отклонения и трудности. Для этой цели он использует наглядные, практические и технические средства реабилитации, а также регулярно проводит с детьми игровые занятия.
Остеопатическая коррекция задержки речевого развития
Исследования показали, что у большинства детей с выраженными задержками речевого развития, были диагностированы повреждения позвоночника и черепа, которые спровоцировали патологию. Подобные повреждения могут быть вызваны проблемами во время течения беременности и родов: стремительные или длительные роды, родовые травмы, асфиксия при родах. Существует теория, что популярность кесарева сечения и широкое распространение методик стимуляции родов без медицинских показаний провоцируют рост задержек речевого развития у детей.
Однако причины проблем с речью могут быть и другими: например, бытовые или спортивные травмы. Иногда даже легкий удар может спровоцировать ряд нарушений в работе мозга малыша. Результат в таких ситуациях всегда одинаков: разные зоны мозга начинают работать неправильно или недостаточно активно. Задержки речевого и психического развития означают, что у ребенка сильно пострадали участки, которые отвечают за речь и интеллект.
В этом случае стоит знать, что различные структурные или механические повреждения позвоночника или черепа устранить с помощью лекарств просто невозможно. Такими же малоэффективными оказываются психотерапия и логопедия. Поэтому исправить такие нарушения можно исключительно с помощью физического — остеопатического воздействия. Во время осмотра пациента остеопат выявляет все возможные повреждения позвоночника и черепа, которые спровоцировали задержки развития речи. Затем он воздействует на них и тем самым восстанавливает их правильное положение, возвращая движениям полную свободу. Как правило, чаще всего травмируются следующие зоны: 1-2 шейный позвонок, затылочно-височные швы, шейно-грудной отдел позвоночника, внутрикостные повреждения затылочной кости, а также основной шов в черепе.
В результате остеопатического воздействия удается восстановить функции костной и нервной систем, а также нормализовать кровоснабжение. Помимо этого, у пациента нормализуется микроциркуляция крови и метаболизм в клетках мозга. Это приводит у улучшению питания мозга, а также последующей нормализации его работы, изменению речи и поведения. Исследования показывают, что эффективность остеопатического лечения достигает 70%. К тому же, эксперимент, во время которого одна группа детей лечилась у логопеда и невролога, а вторая у логопеда и остеопата, доказал более высокую эффективность остеопатического лечения перед медикаментозным. Также у детей, которые лечились у остеопата, снизилось общее количество нарушений на уровне структуры тела. Это в свою очередь позволило надеяться, что в будущем их развитие будет происходить более гармонично.
Профилактика нарушений речи в детском саду
В логопедии принято считать, что формирование правильной речи является постоянным процессом, который не должен прерываться. Если вовремя не исправить ошибки речи у ребенка, то это их не только усугубит в дальнейшем, но и повлияет на неправильное формирование речи у других детей. Именно поэтому крайне важно, чтобы воспитатель в детском саду и родители ребенка знали, какие характерные ошибки может допускать он в определенном возрасте и умели их вовремя исправлять.
Для этой цели два раза на год должен осуществляться контроль правильной речи ребенка:
- особенности построения им предложений: каким образом ребенок выстраивает предложения, какой в них подрядок слов допускает;
- употребление числа и рода существительных, а также согласование с остальными частями речи;
- употребление глагольных форм;
- согласование существительных и числительных;
- грамматические ошибки.
Результаты подобных проверок должны обязательно записываться в специальную тетрадь. Для тестирования особенностей грамматического строя речи воспитатель использует следующие методики:
- Рассказ по сюжетным картинкам. Содержание картинок должно быть таким, чтоб ребенок мог по нему складывать предложения разной сложности: из двух слов, из трех слов, предложения из многих слов, сложные предложения.
- Чтение повестей небольшого размера последующая беседа по их содержанию. Сначала воспитатель читает повесть, после чего задает ребенку несколько вопросов.
- Индивидуальные беседы и разговоры воспитателя с детьми.
- Различные дидактические игры с использованием картинок и игрушек, поскольку они дают возможность проверить насколько ребенок умеет употреблять предлоги и склонять существительные.
- Дидактические упражнения. У каждого ребенка воспитатель должен проверять речь в утренние часы, после сна и во время прогулки. Если он заметит, что кто-то из детей неправильно выговаривает какое-то слово, в итоге в скором времени эта же ошибка появится у других детей. Именно поэтому воспитателю необходимо планировать работу таким образом, чтобы предотвратить возможные ошибки. Постоянное исправление ошибок у ребенка дает возможность усвоить ему грамматические нормы. Для этого воспитатели используют такие приемы, как вопросы, одобрения, поручения. К тому же, сами учителя должны демонстрировать детям образец грамматически правильной речи. Последний прием важен как на занятиях, так и в повседневной жизни.
- Развитие слухового внимания. Если систематически работать над исправлением у детей ошибок, это со временем разовьет их слуховое внимание, а также приучит их прислушиваться к речи взрослого и своих товарищей. Доказано, что при постоянном контроле воспитателя за правильностью речи детей, наличии речевого образца, дети довольно легко замечают самые разные ошибки в речи товарищей. Развитие слухового внимания может тормозить шум в комнате и громкая речь воспитателя. Из-за этого дети перестают прислушиваться к словам других. Именно поэтому развитие слухового внимания возможно исключительно в спокойной обстановке. Поэтому воспитатели должны говорить негромко и приучивать к этому ребенка.
- Сотрудничество семьи и детского сада. Эффективно исправить грамматические ошибки у ребенка можно только, если воспитатель и родители будут над этим совместно работать. Часто причиной различных ошибок речи становится повторение ошибок родителей. В подобных ситуациях воспитателю необходимо поговорить с родителями ребенка и указать на ошибки, которые нужно исправить.
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
|