• Режим работы:
  • Ежедневно
  • 09:00 – 21:00
  • Наш адрес:
  • м. Новокузнецкая,
  • ул. Б. Татарская, д.7
Записаться на прием

Задержка развития

24.04.2018 г.
pic

У современных молодых и неопытных мам поводов для постоянного беспокойства много. Особенно часто эти поводы появляются после хвалебных рассказов других мам. Стоит начать сравнивать своего малыша с другими детьми, и в голову закрадываются страхи: ой, а мой-то головку еще не держит, не садится, не разговаривает по-английски! В каких случаях действительно имеет смысл начать беспокоиться и обратиться к врачу, а также что именно может сделать остеопатия для психомоторного развития ребенка первого года жизни, рассказывает Макарова Александра Ивановна – врач остеопат, мануальный терапевт «Остеополиклиник».

Нормы развития

Для начала скажем сразу, что читать интернет и слушать других мам/бабушек/дедушек – вредно. Потому что с чужих слов получается, что все окружающие дети чуть ли не с пеленок говорят на двух языках, бегают с рождения и обладают сверхинтеллектом. Но это – не так. Темпы развития ребенка на первом году жизни очень индивидуальны, и временной коридор появления новых навыков – достаточно широкий.

Обратимся к наиболее достоверным данным – данным Всемирной организации здравоохранения. Календарь психомоторного развития ребенка эксперты ВОЗ составляют на основе сравнения индивидуальных календарей развития большой выборки здоровых детей. При этом учитываются многие другие факторы – например, национальные особенности (это важно, например, при определении сроков развития речевых навыков). И все равно приведенные нормы – средние: не все дети имеют одинаковые темпы развития по всем критериям. Если ваш малыш в чем-то опережает норму, а в чем-то слегка отстает – беспокоиться не нужно.

Возраст, мес.

Моторика

Статика

Сенсорные реакции

Речь

Эмоции и социальное поведение

1

Выражены безусловные рефлексы: сосательный, хватательный, ползание

Начинает держать голову по нескольку минут в горизонтальном положении. К концу месяца лежит на животе.

Появляется кратковременное рассматривание внешней среды и слуховое сосредоточение.

Появление «гуления» одиночными звуками в конце месяца, произносит гласные звуки между «а» и «е».

Реагирует неудовольствием на сильные звуковые и световые раздражители. Увидев лицо, на миг останавливает взгляд на нем.

2

Вращает головой в разные стороны

Начинает держать голову по несколько минут в вертикальном положении.

Длительная зрительная реакция на движущийся предмет. Сосредоточение на звук.

Частое короткое «гуление».

Реагирует улыбкой на разговор. Фиксирует взгляд на лице, которое движется.

3

Большинство безусловных рефлексов начинает исчезать. Тянется за игрушкой.

Хорошо держит голову.

В ответ на звуковые раздражители и яркие предметы появляется сосредоточение, активная реакция.

Частое длительное «гуление». Первые звуки, составляющие цепочки.

Отвечает «комплексом оживления» в ответ на эмоциональное общение.

Появляются направленные движения рук: все лучше берет игрушку. Переворачивается со спины на бок.

В вертикальном положении появляются первые проявления опоры ногами. В положении на животе - уверенная опора на предплечья

Кроме четкой фиксации внимания на звук или предмет, характерным является комплекс оживления при встрече с родными людьми. Впервые начинает узнавать маму. Рассматривает игрушку в своей руке.

Частое длительное нараспев «гуление» нараспев разными звуками. Появляются губно-губные согласные «м», «б», крики радости.

Громко смеется в ответ на эмоциональное словесное обращение.

5

Начинает поворачиваться со спины на живот. Тянется рукой к игрушке и прикасается к ней.

Стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев

Кроме все более четкой реакции на звуки, характерно обращение внимания на яркий предмет. Первые проявления распознавания своих и чужих людей, радость при появлении другого ребенка.

Ритмичные цепочки звуков.

Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, реагирует на строгие и ласковые интонации. Громко смеется, когда к ребенку обращаются.

6

Активно переворачивается со спины на живот, начинает переворачиваться с живота на спину. Хватает целенаправленно предложенную игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую.

В положении на животе опирается на вытянутые руки или полностью открытые ладони.

Все более адекватная реакция при появлении матери, отца и чужого человека. Следит за игрушкой, которая упала вниз.

Лепетание: последовательное присоединение разнообразных выразительных слогов с изменением силы звука и высоты тона.

Эмоции дифференцированы, тянет ручки, чтобы взяли на руки. По-разному ведет себя со знакомыми и незнакомыми.

7

Лежа на спине играет ногами (координация «рука-нога»). Перекладывает игрушки с одного места на другое, из руки в руку.

Сидит с прямой спиной. При поддержке за туловище, на твердой основе пружинит (танцует).

Пытается достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела.

Продолжает лепетать.

Включается в игру, повторяя взрослых, начинает требовать внимания к себе самого близкого человека (чаще всего матери).

8

Хватает каждой рукой по кубику и держит их непродолжительное время

Ползает на животе, переставляя вперед руки. Самостоятельно ложится, садится, поднимается.

При соответствующем развитии навыков, обучается показывать ручками «до свидания», «ладушки». Кивание головы показывает согласие «да», отрицание «нет».

Хорошо лепечет, ясно произносит звуки «ба», «ма», «да».

Адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение. Наблюдает за действиями других детей, смеется, лепечет.

9

Может самостоятельно играть с различными игрушками. Умышленно сбрасывает предметы.

Раскачивается на руках и коленях. Сидит свободно. При поддержке за руки стоит.

Адекватно отвечает действиями на простые вопросы и просьбы «дай мне куклу», «посиди здесь». Знает свое имя. Реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями.

Четкое удвоение слогов.

Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, словесном уровнях. Повторяет действия других детей.

10

Количество целенаправленных движений увеличивается: составляет пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики и др. Появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами.

Можно вести, поддерживая за одну руку. Ползает на поверхностях разной высоты, многие дети самостоятельно стоят, придерживаясь за любой предмет.

Все более выражены и обогащены указанные ранее проявления. Повторяет движения взрослых: «разговаривает по телефону», «помешивает кашу». Специально бросает игрушку.

Корректное в звуковом плане повторение известных слогов. Появляются первые слова, которые ребенок понимает, в словарном запасе несколько слов. Вступает в диалог.

Эмоциональное состояние отчетливо проявляется разнообразными мимическими движениями, голосовыми реакциями. Реагирует на все новое удивлением. Играет с другими детьми одной игрушкой.

11

«Щипцовый» захват: схватывает маленький предмет подушечками изогнутого указательного и большого пальцев.

Ползает на руках и коленях с перекрестной координацией. Стоит без опоры. При поддержке за обе руки, делает шаги вперед.

Выполняет простые требования и просьбы. Ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери». У ребенка появляются первые друзья, с которыми он играет.

Односложные слова вытесняются двухсложными. Употребляет слова упрощенного варианта «ляля», «нозя», «цаца».

Машет рукой на прощание. Радуется приходу детей. Выборочное отношение к разным детям.

12

Может играть с игрушками по часу и больше.

Ходит вдоль стены при поддержке за одну руку или самостоятельно.

Выполняет все более сложные требования и просьбы, понимая их. Количество проявлений реакции на внешнюю среду увеличивается

Языковой запас: 8-12 слов

Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет игрушки, которые спрятаны. По просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, подтверждению своего успеха близким человеком.

Когда не надо беспокоиться

Отдельные навыки малыша могут отставать в развитии от тех, что приведены в таблице, на срок до 1 месяца. Это не является поводом для сильного беспокойства и как правило не является симптомом заболевания. Задача родителей – просто обратить на это внимание и уделить чуть больше времени развитию «отстающих» умений. И только если положительная динамика не наблюдается более месяца, нужно показать ребенка врачу – педиатру или неврологу.

Почему те или иные психомоторные навыки могут отставать? Например, у детей с дисплазией соединительной ткани или сниженным тонусом (такое бывает у недоношенных детишек) некоторые навыки могут появляться чуть позже – им просто сложнее переворачиваться на живот и спинку и т.п.

У большинства детей в ходе родов нагрузка на головку и позвоночник ложится колоссальная. И если после родов у малыша есть компрессия основания черепа, деформация головки, если задеты первые шейные позвонки и крестец – эти родовые травмы всегда влияют на движение. Вот почему в идеале каждого ребенка после рождения нужно показать остеопату: иногда достаточно одного визита, чтобы ребенок, который до этого «отставал в развитии», начал переворачиваться, держать головку и т.п. Остеопат снимает напряжение и зажимы в теле малыша, освобождает шею, нормализует мышечный тонус малыша. Тело буквально «расправляется» и начинает работать правильно, двигательная активность стимулируется, и развитие отныне идет своим чередом.

Визит к опытному остеопату – это еще и профилактика возникновения подобных проблем с задержкой психомоторного развития в будущем. Вот почему особенно важно показать остеопату ребенка, если малыш:

  • Появился на свет в результате сложных родов
  • Плохо спит
  • Часто и много срыгивает,
  • Часто бывает возбужден, плачет
  • Головка несимметрична или склоняется в одну сторону (кривошея)
  • Малыш перенес внутриутробную гипоксию или гипоксию в родах
  • Беременность была сложной, малышу ставили задержку внутриутробного развития
  • В семье есть наследственные особенности или заболевания
  • Ребенок перенес в младенчестве травму или заболевание

В этом случае остеопатия – очень хорошая помощь, чтобы снять последствия всех этих сложных случаев. Надо помнить, что в раннем детском возрасте очень многие проблемы можно легко скорректировать, обеспечив ребенку все возможности для дальнейшего гармоничного развития. Очень часто остеопатического лечения вкупе с массажем и АБМ-терапией оказывается достаточно, она оказывается единственным и очень щадящим способом лечения грудничка. В других случаях она может стать дополнительной помощью в ходе комплексного лечения.

Когда бить тревогу?

В любом случае, если маму что-то беспокоит в развитии ребенка, она должна идти не в интернет за консультацией, а обратиться к соответствующему специалисту – врачу-неврологу. Если невролог заподозрит диагноз, остеопатическое ведение маленького пациента будет осуществляться совместно с этим специалистом.

  • За ребенком нужно внимательно наблюдать. Что может насторожить?
  • Ребенок сильно расслаблен, лежит «тряпочкой», его мышечный тонус снижен
  • Тонус, наоборот, повышен, и малыш «одеревеневший»
  • Не реагирует на громкие звуки
  • Не следит глазами за предметом
  • Его нижняя челюсть постоянно дрожит. В первые три месяца подбородок может периодически подрагивать, это нормально, но постоянное дрожание может говорить о том, что нервная система возбуждена
  • Он мало двигает руками и ногами
  • Не следит к месяцу за предметами, не моргает при ярком свете
  • Явно очень плохо спит и очень плохо сосет
  • Не реагирует на громкие звуки в возрасте 1-2 месяцев
  • Очень сильно плачет по ночам, кричит даже после того, как закончились колики и в период, когда его не беспокоят зубы (после 5 месяцев)
  • Не реагирует на людей комплексом оживления после 3 месяцев
  • Отказывается от социального общения
  • Не улыбается спонтанно, не смеется (к 6 месяцам)
  • У него явно и постоянно «разбегаются» глаза или один глаз, он сводит их к переносице. Периодически такой нистагм имеет право на существование до 8 месяцев, когда глаза окончательно «встают на место».

Еще один важный момент, который должен насторожить родителей – асимметрия, при которой малыш активно пользуется конечностью с одной стороны и почти не пользуется – с другой. В возрасте до года (и даже позже) у ребенка нет предпочтения правой или левой руки. Поэтому если ребенок тянет к игрушке только одну руку и никогда другую, подгибает ногу при ползании и т.п. – это повод получить консультацию невролога.

Главное - гармония

Если мама заметила отклонение по одному из навыков, но в общем и целом малыш хорошо ест, хорошо спит, он общительный, делает попытки освоить новые движения – просто у него пока не получается, и его развитие в общем и целом соответствует возрастным нормам ВОЗ, значит, можно говорить об индивидуальных особенностях малыша.

Например, многие мамы жалуются, что малыш не говорит в возрасте 7 месяцев. Да, задержка речи сейчас встречается достаточно часто, но нужно смотреть в комплексе: что значит - не говорит. Если он использует лепетную речь, если ему нравится общаться, он явно узнает маму и папу и слушает обращенную к нему речь, понимает, что его позвали и откликается на свое имя, очевидно, что речь он воспринимает. Он может не говорить «да», но, допустим, мотать головой – малыш общается, все в порядке!

Волноваться о здоровье малыша, о темпах его развития – нормально. Но маме всегда нужно помнить, что ее спокойствие очень важно. Поэтому, чтобы не нервничать, нужно обратиться к специалистам, а иногда получить и второе мнение.

другие статьи
logo

Стремящаяся к целостности окружность на логотипе OSTEO POLY CLINIC символизирует концепцию нашего медицинского центра. Мы восстанавливаем здоровье, гармонию и красоту. Мы стремимся к совершенству, постоянно повышая квалификацию нашей команды и привлекая специалистов высочайшего уровня.

Рассматривая человека в целом и устанавливая внутренние взаимосвязи, остеопатия ищет истинные причины заболеваний и нарушений, устранение которых приводит к выздоровлению. Концепция нашего медицинского центра стремление к целостности и гармонии.

pic
Остеопатия — ваша точка опоры

Человеческий организм как совершенная система стремится к тому, чтобы быть здоровым.

Задача врача-остеопата – подтолкнуть и направить процесс самовосстановления, чтобы человек самостоятельно смог поддерживать баланс и гармонию в своем теле, выполнять рекомендации врача.

При сочетании классической медицины и остеопатии возникает синергетический эффект, который дает прекрасные результаты при лечении заболеваний у детей и взрослых. Наша задача – не прописать пациенту как можно больше процедур, а предложить из всего спектра наших возможностей именно те, в которых человек действительно нуждается.

Мы не лечим, а вылечиваем. Наше лечение безопасное и эффективное.