О заикании у детей и методах его лечения рассказывает кандидат медицинских наук, детский невролог клиники остеопатии и восстановительной медицины Остеополиклиник Елена Алексеевна Аладина.
– Заикание иногда проявляется настолько сильно, что лишает человека возможности общаться, выражать свои мысли, иногда даже мешает выбору профессии и личной жизни и не дает чувствовать себя счастливым.
В более легких случаях – повторение отдельных слогов и паузы во время речи выглядят довольно безобидно. Но даже такие незначительные проявления (они называются полтерн-феномен) могут вызывать глубокие переживания и мешать человеку полностью раскрыться, реализоваться и добиться успеха в жизни.
Виды заикания у детей
Заикание может быть функциональным расстройством и заболеванием.
Когда мы говорим о заболевании – то обычно это тяжелая форма, при которой нарушения артикуляции и дыхания так сильны, что человек не в состоянии произнести фразу: произношение сопровождается тяжелыми спазматическими задержками речи, челюсть сжата, зубы стиснуты, звуки буквально проталкиваются через губы, язык и гортань.
Такие спазматические задержки приводят к страху перед трудными звуками, к появлению навязчивых мыслей «Я не смогу, у меня не получится». Во время речи может возникнуть паническое расстройство тревога и волнение.
Самые тяжелые формы заикания - те, которые наследуются. Если в роду наблюдались тяжелые заикания, значит, наследственный феномен присутствует, и лечение будет непростым. Если наследственность не отягощена, то вариант течения болезни - более благоприятный.
Но чаще заикание является функциональным расстройством.
Оно эпизодически может случиться в разном возрасте – в 2, в 3 года, но чаще всего – в возрасте 5-7 лет. Это может быть связано с разными причинами.
Одна из них – ребенок может быть амбидекстром – это значит, что и правое, и левое полушарие головного мозга у него работают равномерно, и он в равной мере пользуется левой и правой рукой.
Склонны к заиканию и частичные правши: они пользуются правой рукой, но при этом по всем функциональным пробам являются левшами, и ведущим у них является правое полушарие.
Причины заикания у детей
В период интенсивного роста, который приходится на 5-7-летний возраст, центры развития речи могут отставать от физического развития. Обычно фразовая речь созревает в 2-3 года. Речевой центр (он называется центр Брока) находится у нас в доминантном полушарии – у правшей в левом. Именно в этом центре наши мысли «одеваются» и «обуваются» в слова, а слова, как бусинки, нанизываются на нить мысли и превращаются во фразы.
Загвоздка в том, что мысли, логическое мышление у нас находятся в другом полушарии. Поэтому в критический период усиленного роста, когда обработка информации по разным причинам оказывается нарушена, мы можем испытывать сложности в произношении – заикание. Это может быть оттого, что нас обуревают эмоции, или мы отвлечены, или устали к концу дня (вечером заикание проявляется чаще).
Это легкий случай, заикание является нетяжелым функциональным расстройством и скорее напоминает запинки. Оно проходит само, когда устраняется причина появления речевых проблем.
В таких случаях рекомендуется полный покой. Следует ограничить поступление информации – ввести так называемый режим серых будней. Телевизор, компьютер, видеоигры – исключены. Если соблюдать эти условия, в течение месяца нарушение может пройти самостоятельно.
Еще одной из важных причин появления заикания является обстановка в семье. Родителям нужно знать, что для общего развития ребенка и для развития его речи не полезно, если в период становления произношения родители выясняют на глазах малыша отношения, кричат, или ругают самого ребенка. Это формирует остановки и зажимы в речи малыша.
Обычно уже в младшем школьном возрасте дети начинают скрывать дефекты речи, начинают упрощать свою речь или вообще полностью избегать общения – замыкаться. Даже нетяжелое заикание может превратиться в серьезную проблему, если им не заниматься.
Методы лечения заикания у детей
Для лечения заикания медикаментозные препараты назначаются только в случаях очень тяжелого расстройства. В основном же лечение – это логопедические методики в сочетании с классической медициной и остеопатией.
Первый специалист, который занимается лечением детей с нарушениями речи – логопед-дефектолог, а самая эффективная методика, применяемая с 3 лет и очень эффективная для работы с подростками и взрослыми – это методика Арутюнян. Она названа так по фамилии гениального педагога Лилии Зиновьевны Арутюнян, легенды российской логопедии.
В дополнение к логопедическим занятиям очень рекомендуются расслабляющие практики: остеопатическая коррекция, постизометрическая релаксация, массаж, которые позволяют снять мышечно-тоническое напряжение. Показана миофункциональная гимнастика для работы с мышцами лица.
Вся работа должна быть нацелена на максимальный результат. Достаточно 2-3 курсов комплексной терапии – и в лечении заикания можно будет обойтись без седативов и транквилизаторов.
Автор |