У современных молодых и неопытных мам поводов для постоянного беспокойства много. Особенно часто эти поводы появляются после хвалебных рассказов других мам. Стоит начать сравнивать своего малыша с другими детьми, и в голову закрадываются страхи: ой, а мой-то головку еще не держит, не садится, не разговаривает по-английски! В каких случаях действительно имеет смысл начать беспокоиться и обратиться к врачу, а также что именно может сделать остеопатия для психомоторного развития ребенка первого года жизни, рассказывает Макарова Александра Ивановна – врач остеопат, мануальный терапевт «Остеополиклиник».
Нормы развития
Для начала скажем сразу, что читать интернет и слушать других мам/бабушек/дедушек – вредно. Потому что с чужих слов получается, что все окружающие дети чуть ли не с пеленок говорят на двух языках, бегают с рождения и обладают сверхинтеллектом. Но это – не так. Темпы развития ребенка на первом году жизни очень индивидуальны, и временной коридор появления новых навыков – достаточно широкий.
Обратимся к наиболее достоверным данным – данным Всемирной организации здравоохранения. Календарь психомоторного развития ребенка эксперты ВОЗ составляют на основе сравнения индивидуальных календарей развития большой выборки здоровых детей. При этом учитываются многие другие факторы – например, национальные особенности (это важно, например, при определении сроков развития речевых навыков). И все равно приведенные нормы – средние: не все дети имеют одинаковые темпы развития по всем критериям. Если ваш малыш в чем-то опережает норму, а в чем-то слегка отстает – беспокоиться не нужно.
Возраст, мес. |
Моторика |
Статика |
Сенсорные реакции |
Речь |
Эмоции и социальное поведение |
1 |
Выражены безусловные рефлексы: сосательный, хватательный, ползание |
Начинает держать голову по нескольку минут в горизонтальном положении. К концу месяца лежит на животе. |
Появляется кратковременное рассматривание внешней среды и слуховое сосредоточение. |
Появление «гуления» одиночными звуками в конце месяца, произносит гласные звуки между «а» и «е». |
Реагирует неудовольствием на сильные звуковые и световые раздражители. Увидев лицо, на миг останавливает взгляд на нем. |
2 |
Вращает головой в разные стороны |
Начинает держать голову по несколько минут в вертикальном положении. |
Длительная зрительная реакция на движущийся предмет. Сосредоточение на звук. |
Частое короткое «гуление». |
Реагирует улыбкой на разговор. Фиксирует взгляд на лице, которое движется. |
3 |
Большинство безусловных рефлексов начинает исчезать. Тянется за игрушкой. |
Хорошо держит голову. |
В ответ на звуковые раздражители и яркие предметы появляется сосредоточение, активная реакция. |
Частое длительное «гуление». Первые звуки, составляющие цепочки. |
Отвечает «комплексом оживления» в ответ на эмоциональное общение. |
Появляются направленные движения рук: все лучше берет игрушку. Переворачивается со спины на бок. |
В вертикальном положении появляются первые проявления опоры ногами. В положении на животе - уверенная опора на предплечья |
Кроме четкой фиксации внимания на звук или предмет, характерным является комплекс оживления при встрече с родными людьми. Впервые начинает узнавать маму. Рассматривает игрушку в своей руке. |
Частое длительное нараспев «гуление» нараспев разными звуками. Появляются губно-губные согласные «м», «б», крики радости. |
Громко смеется в ответ на эмоциональное словесное обращение. |
|
5 |
Начинает поворачиваться со спины на живот. Тянется рукой к игрушке и прикасается к ней. |
Стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев |
Кроме все более четкой реакции на звуки, характерно обращение внимания на яркий предмет. Первые проявления распознавания своих и чужих людей, радость при появлении другого ребенка. |
Ритмичные цепочки звуков. |
Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, реагирует на строгие и ласковые интонации. Громко смеется, когда к ребенку обращаются. |
6 |
Активно переворачивается со спины на живот, начинает переворачиваться с живота на спину. Хватает целенаправленно предложенную игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую. |
В положении на животе опирается на вытянутые руки или полностью открытые ладони. |
Все более адекватная реакция при появлении матери, отца и чужого человека. Следит за игрушкой, которая упала вниз. |
Лепетание: последовательное присоединение разнообразных выразительных слогов с изменением силы звука и высоты тона. |
Эмоции дифференцированы, тянет ручки, чтобы взяли на руки. По-разному ведет себя со знакомыми и незнакомыми. |
7 |
Лежа на спине играет ногами (координация «рука-нога»). Перекладывает игрушки с одного места на другое, из руки в руку. |
Сидит с прямой спиной. При поддержке за туловище, на твердой основе пружинит (танцует). |
Пытается достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела. |
Продолжает лепетать. |
Включается в игру, повторяя взрослых, начинает требовать внимания к себе самого близкого человека (чаще всего матери). |
8 |
Хватает каждой рукой по кубику и держит их непродолжительное время |
Ползает на животе, переставляя вперед руки. Самостоятельно ложится, садится, поднимается. |
При соответствующем развитии навыков, обучается показывать ручками «до свидания», «ладушки». Кивание головы показывает согласие «да», отрицание «нет». |
Хорошо лепечет, ясно произносит звуки «ба», «ма», «да». |
Адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение. Наблюдает за действиями других детей, смеется, лепечет. |
9 |
Может самостоятельно играть с различными игрушками. Умышленно сбрасывает предметы. |
Раскачивается на руках и коленях. Сидит свободно. При поддержке за руки стоит. |
Адекватно отвечает действиями на простые вопросы и просьбы «дай мне куклу», «посиди здесь». Знает свое имя. Реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями. |
Четкое удвоение слогов. |
Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, словесном уровнях. Повторяет действия других детей. |
10 |
Количество целенаправленных движений увеличивается: составляет пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики и др. Появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами. |
Можно вести, поддерживая за одну руку. Ползает на поверхностях разной высоты, многие дети самостоятельно стоят, придерживаясь за любой предмет. |
Все более выражены и обогащены указанные ранее проявления. Повторяет движения взрослых: «разговаривает по телефону», «помешивает кашу». Специально бросает игрушку. |
Корректное в звуковом плане повторение известных слогов. Появляются первые слова, которые ребенок понимает, в словарном запасе несколько слов. Вступает в диалог. |
Эмоциональное состояние отчетливо проявляется разнообразными мимическими движениями, голосовыми реакциями. Реагирует на все новое удивлением. Играет с другими детьми одной игрушкой. |
11 |
«Щипцовый» захват: схватывает маленький предмет подушечками изогнутого указательного и большого пальцев. |
Ползает на руках и коленях с перекрестной координацией. Стоит без опоры. При поддержке за обе руки, делает шаги вперед. |
Выполняет простые требования и просьбы. Ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери». У ребенка появляются первые друзья, с которыми он играет. |
Односложные слова вытесняются двухсложными. Употребляет слова упрощенного варианта «ляля», «нозя», «цаца». |
Машет рукой на прощание. Радуется приходу детей. Выборочное отношение к разным детям. |
12 |
Может играть с игрушками по часу и больше. |
Ходит вдоль стены при поддержке за одну руку или самостоятельно. |
Выполняет все более сложные требования и просьбы, понимая их. Количество проявлений реакции на внешнюю среду увеличивается |
Языковой запас: 8-12 слов |
Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет игрушки, которые спрятаны. По просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, подтверждению своего успеха близким человеком. |
Когда не надо беспокоиться
Отдельные навыки малыша могут отставать в развитии от тех, что приведены в таблице, на срок до 1 месяца. Это не является поводом для сильного беспокойства и как правило не является симптомом заболевания. Задача родителей – просто обратить на это внимание и уделить чуть больше времени развитию «отстающих» умений. И только если положительная динамика не наблюдается более месяца, нужно показать ребенка врачу – педиатру или неврологу.
Почему те или иные психомоторные навыки могут отставать? Например, у детей с дисплазией соединительной ткани или сниженным тонусом (такое бывает у недоношенных детишек) некоторые навыки могут появляться чуть позже – им просто сложнее переворачиваться на живот и спинку и т.п.
У большинства детей в ходе родов нагрузка на головку и позвоночник ложится колоссальная. И если после родов у малыша есть компрессия основания черепа, деформация головки, если задеты первые шейные позвонки и крестец – эти родовые травмы всегда влияют на движение. Вот почему в идеале каждого ребенка после рождения нужно показать остеопату: иногда достаточно одного визита, чтобы ребенок, который до этого «отставал в развитии», начал переворачиваться, держать головку и т.п. Остеопат снимает напряжение и зажимы в теле малыша, освобождает шею, нормализует мышечный тонус малыша. Тело буквально «расправляется» и начинает работать правильно, двигательная активность стимулируется, и развитие отныне идет своим чередом.
Визит к опытному остеопату – это еще и профилактика возникновения подобных проблем с задержкой психомоторного развития в будущем. Вот почему особенно важно показать остеопату ребенка, если малыш:
- Появился на свет в результате сложных родов
- Плохо спит
- Часто и много срыгивает,
- Часто бывает возбужден, плачет
- Головка несимметрична или склоняется в одну сторону (кривошея)
- Малыш перенес внутриутробную гипоксию или гипоксию в родах
- Беременность была сложной, малышу ставили задержку внутриутробного развития
- В семье есть наследственные особенности или заболевания
- Ребенок перенес в младенчестве травму или заболевание
В этом случае остеопатия – очень хорошая помощь, чтобы снять последствия всех этих сложных случаев. Надо помнить, что в раннем детском возрасте очень многие проблемы можно легко скорректировать, обеспечив ребенку все возможности для дальнейшего гармоничного развития. Очень часто остеопатического лечения вкупе с массажем и АБМ-терапией оказывается достаточно, она оказывается единственным и очень щадящим способом лечения грудничка. В других случаях она может стать дополнительной помощью в ходе комплексного лечения.
Когда бить тревогу?
В любом случае, если маму что-то беспокоит в развитии ребенка, она должна идти не в интернет за консультацией, а обратиться к соответствующему специалисту – врачу-неврологу. Если невролог заподозрит диагноз, остеопатическое ведение маленького пациента будет осуществляться совместно с этим специалистом.
- За ребенком нужно внимательно наблюдать. Что может насторожить?
- Ребенок сильно расслаблен, лежит «тряпочкой», его мышечный тонус снижен
- Тонус, наоборот, повышен, и малыш «одеревеневший»
- Не реагирует на громкие звуки
- Не следит глазами за предметом
- Его нижняя челюсть постоянно дрожит. В первые три месяца подбородок может периодически подрагивать, это нормально, но постоянное дрожание может говорить о том, что нервная система возбуждена
- Он мало двигает руками и ногами
- Не следит к месяцу за предметами, не моргает при ярком свете
- Явно очень плохо спит и очень плохо сосет
- Не реагирует на громкие звуки в возрасте 1-2 месяцев
- Очень сильно плачет по ночам, кричит даже после того, как закончились колики и в период, когда его не беспокоят зубы (после 5 месяцев)
- Не реагирует на людей комплексом оживления после 3 месяцев
- Отказывается от социального общения
- Не улыбается спонтанно, не смеется (к 6 месяцам)
- У него явно и постоянно «разбегаются» глаза или один глаз, он сводит их к переносице. Периодически такой нистагм имеет право на существование до 8 месяцев, когда глаза окончательно «встают на место».
Еще один важный момент, который должен насторожить родителей – асимметрия, при которой малыш активно пользуется конечностью с одной стороны и почти не пользуется – с другой. В возрасте до года (и даже позже) у ребенка нет предпочтения правой или левой руки. Поэтому если ребенок тянет к игрушке только одну руку и никогда другую, подгибает ногу при ползании и т.п. – это повод получить консультацию невролога.
Главное - гармония
Если мама заметила отклонение по одному из навыков, но в общем и целом малыш хорошо ест, хорошо спит, он общительный, делает попытки освоить новые движения – просто у него пока не получается, и его развитие в общем и целом соответствует возрастным нормам ВОЗ, значит, можно говорить об индивидуальных особенностях малыша.
Например, многие мамы жалуются, что малыш не говорит в возрасте 7 месяцев. Да, задержка речи сейчас встречается достаточно часто, но нужно смотреть в комплексе: что значит - не говорит. Если он использует лепетную речь, если ему нравится общаться, он явно узнает маму и папу и слушает обращенную к нему речь, понимает, что его позвали и откликается на свое имя, очевидно, что речь он воспринимает. Он может не говорить «да», но, допустим, мотать головой – малыш общается, все в порядке!
Волноваться о здоровье малыша, о темпах его развития – нормально. Но маме всегда нужно помнить, что ее спокойствие очень важно. Поэтому, чтобы не нервничать, нужно обратиться к специалистам, а иногда получить и второе мнение.
Автор |