Когда забавный и радостный малыш начинает вдруг поступать наперекор, отказывается выполнять просьбы, очень неохотно реагирует на приказы, родители злятся: «Ты такой непослушный!». Бывает, именно послушание становится оценочной мерой ребёнка. Особенно этим грешат бабушки (и свои и чужие): «Плохо себя ведешь – плохой мальчик».
Родители часто обращаются к психологу с проблемой непослушания ребенка; но за таким поведением могут скрываться своем разные причины.
Становление личности
Начнем с размышления о том, что же такое «послушание»: это умение ребенка управлять своим поведением под воздействием высказывания взрослого. Сразу становится понятным, что оно, как и любое умение, не присуще ребенку с рождения, оно формируется в процессе развития. Конечно, есть индивидуальный склад ребенка, который влияет на его управляемость – темперамент.
Активный, любознательный, непоседливый ребенок чаще не слушается, чем спокойный созерцатель;ну и девочки, конечно, в целом послушней мальчиков. Непослушание в таком варианте не должно расстраивать родителей, т.к. при полноценном всестороннем развитии определит в будущем становление сильной личности, которая готова защищать свои интересы и отстаивать свои позиции. А пока набраться терпением и запасом уговоров – ребенок рано или поздно перерастет трудное для родителей время.
Формирование правил поведения
Итак, послушание у ребенка формируется. Ребенок раннего возраста (до 2,5-3х лет) слишком «захвачен восприятием», его мозг в этот период направлен на знакомство, распознавание окружающего мира. Задача управления своим поведением еще не стоит перед ним; это мама бегает за карапузом и следит, чтобы он не свалился в лужу, не выбежал на дорогу и т.п. Постепенно ребенок начинает понимать, что окружающий мир – не только мир интересных впечатлений, но и правил поведения, о котором ему сообщают взрослые. Постепенно он все более ориентируется на эти сообщения, постепенно им усваиваются и выполняются правила поведения на площадке, в магазине, в гостях и т.д. Поверьте, ребенку, вне зависимости от его индивидуальных особенностей, будет намного легче быть послушным, если он живет в системе четко определенных правил, которые существуют в семье. Это нужно для того, чтобы он сначала чувствовал, а потом, став сознательнее, и понимал меру и возможности своей свободы, и те ограничения, которые существуют.Такая атмосфера необходима ребенку, она дает ему ощущение предсказуемости,надежности, а значит - безопасности.
Проверка на прочность
С определенного момента ребенок начинает проверять родителей на прочность, а границы дозволенного – на незыблемость.
В три года (плюс минус полгода) личность малыша формирует крепкое полноправное «Я». Наступает кризис трехлетия. В это же время возникает и послушание как умение менять свое поведение под влиянием слов взрослого. Очень важно не пропустить этот момент, поскольку корректировать огрехи воспитания сложнее, чем сразу воспитывать правильно.
Период кризиса
Во время кризиса характер резко меняется, появляется детский негативизм: малыш может отрицать любое требование взрослых. Собственно, бесчисленные «не хочу» и «не буду» - один из признаков того, что кризис трехлетия наступил. Через 3-5 месяцев кризис отступит, малыш станет более управляемым, а пока надо вести себя грамотно: не давить на ребенка, полностью пресекая его волю и самостоятельность, чтобы не закрепить негативизм надолго. При этом надо учитывать, что в разных ситуациях и в присутствии разных взрослых ребенок может вести себя по-разному: например, маму слушаться, а папу или бабушку – нет.
Родителям важно сохранять последовательность воспитательного процесса: «нет» означает «нет» всегда, а не иногда или время от времени.
При благополучном развитии малыша его непослушание - это проявление индивидуальных и возрастных особенностей, «дело житейское», как говорил Карлсон. Другое дело, когда такое поведение становится сигналом о неблагополучии в семье, нарушении детско-родительских отношений.
Два полярных типа семейного воспитания могут приводить к похожим симптомам, и в т.ч. непослушанию.
Авторитарная обстановка в семье
Первый тип - авторитарная обстановка в семье, направленная на подавление воли маленького человечка, при которой к ребенку предъявляется много требований, директив, его поведение полностью контролируется, а от малыша с самых ранних лет требуется беспрекословное послушание. И правда, часто дети в таких семьях очень долго, вплоть до школы, послушны. Однако если ребенок обладает внутренней силой и активностью, он неминуемо будет протестовать и конфликтовать с семьей. Поэтому, во избежание проблем в подростковом возрасте, родителям стоит проанализировать стиль своих отношений с ребенком еще на ранних этапах, при первых проблемах с поведением. Маме и папе нужно обсудить, насколько они директивны, насколько учитывают индивидуальность ребенка, поощряют его активность, подвижность и непосредственность. Многие родители обращаются с такой проблемой к детскому или семейному психологу.
Попустительский тип семейного воспитания
Второй тип - попустительский тип семейного воспитания (является намного более опасным), когда ребенок предоставлен самому себе и часто испытывает нехватку родительского внимания. Непослушание становится поведенческой стратегией в попытке привлечь к себе родительское внимание. Ведь внимание родителя, проявление его любви и заботы, для любого ребенка так же питательно, как и пища. Ребенок пытается любыми способами утолить голод «по вниманию», и наиболее доступный для малыша метод - добиться этого негативным поведением, открытым непослушанием. Тут надо как можно скорее принимать меры, ведь если в 5-летнем возрасте не скорректировать ситуацию, высок риск развития психических заболеваний. Непослушание, провокативное поведение со стороны ребенка, с целью вызвать дисциплинарные меры, постоянное нарушение элементарных правил – все эти симптомы – повод посетить детского психиатры и психолога.
Внимание родителям!
Если ребенок непослушен время от времени, это нормально. Но когда малыш вообще не обращает внимания на родителя, никак не ориентируется на него – это сигнал об опасности. Если после 2-2,5 лет ребенок следует только своим правилам, своим желаниям, если с ним невозможно договориться, это говорит об особенностях эмоционально-волевой сферы, требующих особого внимания специалистов. Такого ребенка обязательно нужно показать раннему психиатру, детскому психологу, которые помогут скорректировать его поведение.
Автор |