Переход ребенка к новому типу жизнедеятельности - к школьной жизни - не всегда прост. Да, школы организуют облегченные условия для первоклашек. Однако сентябрь заканчивается, а адаптационные трудности могут остаться. Начинаются настоящие «суровые» будни по 4 урока каждый день, да еще с обязательной внеурочной деятельностью или продленкой до вечера.
Родителям иногда кажется, что первый класс не сильно отличается от условий детского сада: уроки короткие, заданий мало, многие уроки проходят в игровой форме. Это не так. Детский сад был для ребенка домом, где была возможность для отдыха и любимых занятий. Для первоклассника школа – скорее работа: нужно уметь подчиняться более строгим правилам и требованиям, сдерживать свои импульсы и порывы, дневной отдых практически невозможен. Поэтому большинство детей испытывают трудности в течение первых месяцев школьного обучения. Этот процесс занимает от 1,5 до 4 месяцев и затрагивает, как минимум, три уровня.
1 уровень - физиологическая адаптация. Изменение режима дня для многих ребят – тяжелое испытание, ведь приходится рано вставать, долго сидеть, умственно напрягаться и концентрировать внимание.
2 уровень - психологическая адаптация. Отношение ребенка к учебе изменяется в зависимости от его успехов, от того, как он проявляет себя на уроках и занятиях. Сначала, как правило, все здорово, все нравится. Постепенно отношение к учебе меняется - не все получается. А ведь так важно чувствовать свою успешность! Родителям стоит обратить внимание на то, что у первоклашки лучше и быстрее получается – это будет зона его самостоятельности, которую можно поддержать похвалой. А там, где ему сложно, следует оказать помощь, подсказать. Бережное и чуткое руководство родителей создаст продуктивное отношение к трудностям, перед которыми не надо отступать, которых не надо избегать и бояться.
Важно: если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно и по возможности конструктивно. Желательно, чтобы ребенок при этом разговоре не присутствовал.
3 уровень - социальная адаптация: ребенку предстоит познакомиться со сверстниками, адаптироваться в новом для него коллективе.
Короткие советы родителям родителем первоклассника:
- Учитывайте физиологические (утомляемость, темп) особенности ребенка и особенности его характера. Если чувствуете, что ребенок не в силах выдержать дополнительные занятия до 15.00, как того требует школа, найдите возможность забирать его после четвертого урока.
- Организуйте режим дня. Утро школьника – начало трудного дня, задача родителей - правильно рассчитать время, для того, чтобы у малыша было время без спешки проснуться, позавтракать и собраться в школу. Для этого надо и лечь пораньше. А ведь надо так много сделать! Головная боль родителей - уроки: сразу возьмите за правило, что домашние задания ребенок делает максимально самостоятельно, это его, взрослое дело. Если помощь понадобится - он скажет сам. При правильной организации дня все можно успеть: и задание выполнить, и погулять, и пообщаться с друзьями, и помочь маме.
- Эмоциональный настрой. Создайте для ребенка безоблачное и прекрасное утро – это станет залогом хорошего настроения в течение дня. Будите ребенка ласково, не ругайте своего хмурого соню, не запугивайте опозданием, не торопите. Перед выходом в школу желайте ему удачи и хорошего дня. Если видите, что ребенок расстроен — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
Автор |