«Мой сын - жадина! Он охотно играет чужими игрушками на площадке, но если кто-то тронет его машинку, формочку или лопатку – сразу начинает кричать, даже драться!» Или так: «Дочка отнимает игрушки у других детей, а у самой попробуй, отбери!» Или даже так: «Бабушка попросила у него конфетку, а он: «Не дам, мое!». Такие жалобы нередко можно услышать от мам двухлетних жадин. Что происходит? Есть ли здесь повод для беспокойства?
Психическое развитие ребенка
В возрасте 1,5 - 2,5 лет у ребенка начинается очень важный этап в психологическом развитии. Это формирование границ личности и становление представления ребенка о себе. В это время в речи малыша появляются местоимения «я» и «мое». Однако представление это, в силу особенностей мышления ребенка раннего возраста, на первых порах весьма своеобразно: «Я» малыша не ограничивается его существом, но и включает другие объекты - свои вещи, и те, которые ребенок увидел и захотел – велосипед, шарик, лопатку, машинку или куклу. Все это в его представлении становится «моим», продолжением его собственной личности. Когда на «мое» покушается другой человек, ребёнок ведет себя как собственник. И в силу импульсивности, свойственной возрасту, очень аффективно реагирует на нарушение границ: чаще всего или агрессией, или уходом и отказом делиться. «Другая сторона» зачастую в долгу не остается - назревает конфликт.
Уроки социального взаимодействия
Успокоим родителей: пока такая жадность - не черта характера, а «болезнь роста». Когда малыш проявляет собственнические замашки, окружающие ему отвечают соответственно, и таким образом ребенок получает первые уроки социального взаимодействия. Ведь, отбирая привлекательные игрушки у другого малыша, ребенок поначалу не видит их хозяина. По мере накопления опыта столкновения с другими владельцами привлекательных вещей малыш все лучше и эффективнее будет взаимодействовать с ними; постепенно он начинает понимать, что его вещи останутся у него, а вещи другого малыша – отправятся домой вместе с ним. А потом оказывается, что и играть-то интереснее вместе с кем-то, а не одному!
Одновременно со «своим» в детских представлениях зарождается и понятие «чужое», «чье-то». Можно заметить, как ребенок этого возраста увлеченно дает определение всем окружающим его вещам. Теперь ему важнее разобраться, кому принадлежит вещь: это папина машина, это мамина шапка, это бабушкины тапочки и т.д. Растут и возможности эмоциональной саморегуляции – малыш обучается справляться со своими эмоциями, не проявлять бурно свои желания. Конфликтов со временем становится меньше.
Однако, пока есть конфликты, на них необходимо правильно реагировать. Как именно?
Рекомендации родителям ребенка
- Не бояться конфликтов. Ни в коем случае не прекращайте социальные контакты ребенка, если он «все у всех отнимает».Опять же, если кто-то отобрал игрушку у вашего ребенка, не набрасывайтесь на нарушителя спокойствия, а попытайтесь разрешить конфликт миром.Помогите детям договориться. Приходя на площадку или в гости, берите с собой красивую игрушку, на которую можно переключить интерес вашего крохи или предложить дать поиграть другому взамен. Только на площадке, в совместной игре со сверстниками и взрослыми ребенок получит необходимые ему навыки общения, а мама может помочь ему: научить детей находить владельца вещи, привлекшей внимание; научить меняться, отдавать что-то свое взамен на время игры. Однако помните: предложить поделиться можно, но дело ребенка - согласиться или нет. При обмене озвучивайте«договор»: «Мы поиграем – а потом вернем». Если договориться не получается, попробуйте вовлечь обоих детей, спорящих об игрушке, в совместную игру. Они еще слишком малы, чтобы по-настоящему играть вместе (такое умение приходит после 3 лет), но это в любом случае отвлечет их от предмета спора, переключит внимание – и конфликт будет исчерпан.
- Не реагируйте эмоционально. Ваш ребенок не плох, он просто не умеет сопротивляться своему «хочу», которое у многих детей этого возраста имеет непреодолимый характер. Не ругайте ребенка за «жадность», не наказывайте, не заставляйте делиться, отобрав игрушку и вручив ее другому ребенку. Не называйте своего малыша жадиной: ребенок будет вести себя сообразно тому, как его называет родитель.Насильственные способы разрешения ситуации могут привести не только к слезам и агрессии прямо сейчас,но и к серьезным проблемам в будущем. Если постоянно заставлять малыша делиться (по сути, нарушая его личность), во взрослом возрасте такой человек не сможет отстаивать свои интересы:например, будет стесняться потребовать отдать взятые у него в долг деньги, будет взваливать на себя чужую работу и т.п.
- Подавайте пример. Для этого, участвуя в детских играх в песочнице, всегда спрашивайте у другого ребенка, можно ли взять на время его игрушку. Глядя на маму, и ребенок научится уважать не только свою, но и чужую собственность.
- Смотрите вместе мультфильмы, читайте сказки, в которых герои делятся друг с другом чем-нибудь (например, мультфильм «Мы делили апельсин»).
- Не испытывайте чувства вины перед окружающими. Ранняя детская «жадность» – не отсутствие воспитания и не ваш родительский просчет, а естественный этап развития ребенка.
Проблемы психологического развития
Правильно разрешенный конфликт по поводу «жадности» создает у ребенка раннего возраста ощущение от социального контакта как события понятного, предсказуемого и безопасного для его личного пространства. Если такое ощущение не сформировано до возраста 3 - 3,5 лет, если ребенок не умеет конструктивно отстаивать свои границы и свои интересы, общаться по поводу вещей и делиться ими – все это признак проблем в его социальном развитии, повод родителям побеспокоиться и обратиться к детскому психологу.