Взрослому часто трудно бывает выбрать для маленького ребенка подходящий подарок. Требования к игрушкам многочисленны, и важно соблюсти их все.
Игрушки должны быть:
- Такими же безопасными, как еда, которой вы кормите ребенка.
- Разные по форме, цвету, фактуре, некоторые – со звуками, которые привлекают внимание крохи.
- Без острых углов и мелких деталей, которые легко оторвать или отгрызть: все глазки-ушки-носики должны быть вышиты либо нарисованы очень прочной и абсолютно безопасной краской.
- Снабженными соответствующими сертификатами, которые гарантируют, что игрушки изготовлены из экологически чистых материалов (лучше – натуральных).
- Прочными, выдерживающими частые стирки или мытье (а мыть игрушки надо часто).
Но самое главное требование – игрушка должны быть интересна ребенку, соответствовать его возможностям.
А поскольку развитие на первом году жизни происходит очень быстро, игрушек в детской будет появляться много и разных буквально каждый месяц. Итак…
Соответствие игрушек возрасту ребенка
1 месяц. Новорожденный спит до 20 часов в сутки. Режим сна и бодрствования еще не установился, но это еще не значит, что ребенку не нужны внешние впечатления. Лицо и руки мамы, ее голос и тепло – любимые объекты исследования крохи. Сейчас ребенок пока только учится рассматривать: повесьте сбоку в кроватку контрастную картинку (фигура на фоне, сочетания цветов – черно-белый, синий/желтый) на расстоянии 25–40 см от глаз малыша. Чтобы у ребенка не развивалась кривошея из-за привычного поворота головы, почаще меняйте положение картинок.
2й месяц. Механизмы зрительного и слухового восприятия совершенствуются, кроха учится следить глазами за подвижным предметом. Можно повесить над кроваткой музыкальный мобиль, контрастный, с деталями черно-белого, а также основных цветов – с красным, синим, желтым. Не вешайте много подвесок, чтобы не рассеивать внимание.
3й месяц. В этот период будут полезными - красочные и звонкие погремушки. Следя за ними глазами, малыш тренирует мышцы глаз, пытаясь схватить ручкой, развивает тактильные ощущения; а также учится прислушиваться к интересному звуку. Все это развивает мозг. Погремушка должна быть легкой, ее ручка – тонкой, а краска – прочной.
4 месяц. Малыш куда более подвижен, пытаясь дотянуться и схватить интересный предмет, он действует целенаправленно и осмысленно. Очень хороши на этом этапе звуковые игрушки: браслеты с бубенцами на руку или ногу, колокольчики, погремушки - растяжки. Игрушку-неваляшку также хорошо использовать, придвигая ее к ручкам и ножкам ребенка, чтобы он толкал ее и извлекал интересные звуки. Выбирайте традиционную неваляшку с детским лицом, для ребенка – это самый интересный объект изучения.
5 месяц. Ребенок начинает манипулировать предметами, изучая их свойства, массу, форму поверхности – это очень развивает мозг. Пригодятся книжки из ткани с разнофактурными страницами и картинками, снабженными звуковыми элементами, и развивающий сенсорику коврик, который стимулирует ребенка к ползанию. Погремушки должны стать более разнообразными, ведь кроха тренируется по-разному захватывать разные предметы.
6 месяц. Режутся зубки, кроме того, попробовать на вкус все вокруг – тоже способ познания мира. Обзаведитесь комплектом игрушек-прорезывателей. Поверхность прорезывателя не должна быть очень твердой, чтобы не травмировать нежные десны. Чтобы стимулировать ползание, купите ребенку яркий большой мяч и игрушки на колесиках – игрушки, за которыми интересно ползать.
7 месяц. Малыш пытается брать предметы не только всей ладонью, но и двумя пальцами. Кубики отлично развивают глазомер, координацию движений и внимание, но башню из них строить еще рановато: малышу нравится с грохотом разрушать сооружения, построенные мамой.
8 месяц. Шкатулки и коробочки, в которые вы можете положить что угодно: ленты, прочные бусы, крупные кольца от пирамидки, резинки для волос. Кроха с удовольствием будет вытаскивать свои «сокровища» и перебирать их. Также актуальным подарком станет простая пирамидка с тремя-четырьмя кольцами. Порядок собирания пирамидки пока не важен – скорее сам принцип и завершенность действия.
9 месяц. Ребенок осознанно манипулирует предметами: ему интересно вкладывать их друг в друга, крутить, собирать, разбирать, греметь содержимым. Поэтому интереснее всего ему пирамидки, матрешки, стаканчики, разного размера коробочки, складывающиеся одна в другую.
10 месяц. Открытие этого месяца – играть можно сразу несколькими предметами. Интересны игрушки с множеством функций, те, которые можно крутить и дергать за рычажки, нажимать на кнопки и бросать, катать и извлекать из них разные звуки. Такая игрушка надолго привлечет внимание малыша, а заодно разовьет его мелкую моторику, координацию движений и логику.
11 месяц. Некоторые дети делают свои первые шаги. Игрушки-каталки (но не ходунки!) будут хорошим подспорьем в вертикализации. Еще одно развлечение – качели, только позаботьтесь об их безопасности.
12 месяц. Ребенок учится копировать действия взрослых, и игрушки должны позволять ему это делать. Это время первой куклы или мишки, с которыми можно разыгрывать разные ситуации – возить в коляске, купать, укладывать спать или кормить. Игрушечные инструменты, посудка и т.п. также помогут малышу уточнить и отработать функцию того или иного предмета. Помните, что до 4 лет нет различия в сюжетных игрушках для мальчиков и девочек. Воспроизводите в игре все то, что ежедневно происходит с ним самим в течение дня – одевание, причесывание, кормление, высаживание на горшок, прогулку, купание, укладывание спать. В игре ребенок легче учится навыкам самостоятельности.
Родители - источник знаний для вашего малыша
Взрослые обязательно должны участвовать в играх детей, показывать ему игровые действия. Часто можно услышать от родителей, что игрушек полно, но ребенок в них не играет. Это сигнал взрослому: кроха уже исчерпал возможности самостоятельного исследования, ему надо показать новый способ играть с игрушкой; а сделать это можете только вы – самый важный и надежный источник знаний для вашего малыша.