• Режим работы:
  • Ежедневно
  • 09:00 – 21:00
  • Наш адрес:
  • м. Новокузнецкая,
  • ул. Б. Татарская, д.7
Записаться на прием

Формирование навыков правильной речи

Формирование навыков правильной речи — комплекс методов, направленных на устранение проблем с психоречевым развитием. Стоит отметить, что под психоречевым развитием принято подразумевать целый комплекс умений и навыков: помимо простого воспроизведения звуков к ним также относятся их правильное произношение и логичное употребление, связывание в предложения отдельных слов, употребление без ошибок местоимений и глаголов, умение просто и связно выражать свои мысли. Обычно задержки речевого развития диагностируют у детей в возрасте 5 лет на основании череды диагностических исследований.

Стоимость услуги
2 500 руб.
телефон для записи

8 (499)116-59-86

Что же такое Формирование навыков правильной речи?

Результаты исследований доказывают, что проблемы психоречевого развития могут быть спровоцированы нарушениями в головном мозге и ЦНС. А именно, эти проблемы могут быть вызваны самыми разными факторами, некоторые из которых способны влиять на малыша еще до его рождения, тогда как остальные проявляют себя в первые дни жизни новорожденного. К ним относятся:

  • инфекционные заболевания в период беременности и прочие болезни, которые перенесла беременная женщина;
  • роды с разными осложнениями (стремительные, затяжные, преждевременные, запоздалые);
  • травмы плода при рождении (черепа, шейных позвонков, ЦНС);
  • тяжелые инфекционные патологии в первые месяцы жизни ребенка;
  • гипоксия плода в утробе женщины;
  • обвитие пуповиной шеи;
  • психические травмы на ранних сроках жизни.

Диагностика задержки речевого развития

На каждом этапе развития ребенка он должен овладевать определенным комплексом навыков правильной речи. Однако стоит учитывать, что это очень индивидуально и во многом зависит от состояния здоровья ребенка, атмосферы в семье, воспитания и других факторов. Поэтому все приведенные ниже нарушения могут корректироваться, однако к 7 годам развитие ребенка должно быть в норме. Также следует учесть, что значительное отставание от нормы указывает не на индивидуальные особенности ребенка, а именно на задержку речевого развития, которая может выражаться в следующем.

Возраст от 0 до 3 месяцев:

  • ребенок совершенно не реагирует на различные звуковые сигналы (голос, погремушка, звонок);
  • он не поворачивает голову в ту сторону, откуда исходит звук, не проявляет никаких действий, когда с ним начинают разговаривать или играть родители;
  • не издает характерных для малыша звуков.

4-7 месяцев:

  • все так же ребенок не реагирует на посторонние звуки;
  • не проявляет никакого интереса к игрушкам и вовсе не интересуется погремушками;
  • не предпринимает попыток с помощью голоса привлечь внимание взрослого;
  • единственная голосовая реакция малыша — это громкий плач.

8-12 месяцев:

  • малыш начинает реагировать на звуки, однако делает это весьма неохотно и вяло;
  • не понимает обращенную к нему речь;
  • не проявляет никакой реакции, когда слышит свое имя и не поворачивает голову в сторону к тому члену семьи, который к нему обращается;
  • даже не старается и не пробует повторить за взрослыми простейшие слоги;
  • не показывает на просьбы родителей, где у него или носик, ротик, глазки;
  • не проявляет никаких эмоций, когда к нему обращаются взрослые;
  • в его речи присутствуют только лепетные слова;
  • он не может показать на картинках знакомых ему персонажей.

2-3 года:

  • ребенок в этом возрасте может очень неохотно идти на речевой контакт как с незнакомыми, так и близкими;
  • в активной речи все так же использует преимущественно аморфные слова;
  • путается в основных цветах или вовсе их не знает;
  • не способен понять обращенную к нему речь;
  • не может поэтапно выполнить инструкцию.

3-4 года:

  • внятно произносит только несколько гласных звуков и согласные [м], [п], [б], [д], [т] — остальные звуки искажает или полностью пропускает в речи;
  • может построить только простую фразу без падежных и личных окончаний;
  • только пробует показывать по разным картинкам предметы,
  • начинает понимать речь. которая была к нему обращена, что для данного возраста очень поздно;
  • по-прежнему не различает или путает цвета;
  • не может составить даже очень простенький рассказ или пересказать сказку.

Методы лечения задержек речевого развития

Лечением задержек речевого развития у ребенка занимаются сразу несколько специалистов: логопед, психолог, невролог, остеопат и другие. Одним из методов терапии этого нарушения будет микротоковая рефлексотерапия, во время которой осуществляется воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны. Эти импульсы позволяют успешно восстанавливать нормальную работу ЦНС. Врач воздействует аппаратом непосредственно на зоны мозга, которые связаны с речью: словарным запасом, пониманием и воспроизведением речи. Разрешено использование микротоковой рефлексотерапии детям с 6 месяцев.

Также по назначению невропатолога или невролога ребенку может быть назначена лекарственная терапия. Прежде чем назначить больному прием медикаментов, врач определяет патологии ЦНС у ребенка, после чего подбирает наиболее подходящую схему лечения нарушений и их осложнений. Зачастую для этой цели назначают ноотропные препараты: Актовегин, Пирацетам. Энцефабол, Кортексин, Нейромультивит. Однако назначать психотропные средства детям нужно только в крайних случаях и по веским показаниям.

Медикаментозное лечение не будет эффективным без сопутствующей педагогической коррекции. Врач-дефектолог исправляет и постепенно ослабляет негативные последствия патологий развития ребенка, а также предупреждает вторичные отклонения и трудности. Для этой цели он использует наглядные, практические и технические средства реабилитации, а также регулярно проводит с детьми игровые занятия.

Остеопатическая коррекция задержки речевого развития

Исследования показали, что у большинства детей с выраженными задержками речевого развития, были диагностированы повреждения позвоночника и черепа, которые спровоцировали патологию. Подобные повреждения могут быть вызваны проблемами во время течения беременности и родов: стремительные или длительные роды, родовые травмы, асфиксия при родах. Существует теория, что популярность кесарева сечения и широкое распространение методик стимуляции родов без медицинских показаний провоцируют рост задержек речевого развития у детей.

Однако причины проблем с речью могут быть и другими: например, бытовые или спортивные травмы. Иногда даже легкий удар может спровоцировать ряд нарушений в работе мозга малыша. Результат в таких ситуациях всегда одинаков: разные зоны мозга начинают работать неправильно или недостаточно активно. Задержки речевого и психического развития означают, что у ребенка сильно пострадали участки, которые отвечают за речь и интеллект.

В этом случае стоит знать, что различные структурные или механические повреждения позвоночника или черепа устранить с помощью лекарств просто невозможно. Такими же малоэффективными оказываются психотерапия и логопедия. Поэтому исправить такие нарушения можно исключительно с помощью физического — остеопатического воздействия. Во время осмотра пациента остеопат выявляет все возможные повреждения позвоночника и черепа, которые спровоцировали задержки развития речи. Затем он воздействует на них и тем самым восстанавливает их правильное положение, возвращая движениям полную свободу. Как правило, чаще всего травмируются следующие зоны: 1-2 шейный позвонок, затылочно-височные швы, шейно-грудной отдел позвоночника, внутрикостные повреждения затылочной кости, а также основной шов в черепе.

В результате остеопатического воздействия удается восстановить функции костной и нервной систем, а также нормализовать кровоснабжение. Помимо этого, у пациента нормализуется микроциркуляция крови и метаболизм в клетках мозга. Это приводит у улучшению питания мозга, а также последующей нормализации его работы, изменению речи и поведения. Исследования показывают, что эффективность остеопатического лечения достигает 70%. К тому же, эксперимент, во время которого одна группа детей лечилась у логопеда и невролога, а вторая у логопеда и остеопата, доказал более высокую эффективность остеопатического лечения перед медикаментозным. Также у детей, которые лечились у остеопата, снизилось общее количество нарушений на уровне структуры тела. Это в свою очередь позволило надеяться, что в будущем их развитие будет происходить более гармонично.

Профилактика нарушений речи в детском саду

В логопедии принято считать, что формирование правильной речи является постоянным процессом, который не должен прерываться. Если вовремя не исправить ошибки речи у ребенка, то это их не только усугубит в дальнейшем, но и повлияет на неправильное формирование речи у других детей. Именно поэтому крайне важно, чтобы воспитатель в детском саду и родители ребенка знали, какие характерные ошибки может допускать он в определенном возрасте и умели их вовремя исправлять.

Для этой цели два раза на год должен осуществляться контроль правильной речи ребенка:

  • особенности построения им предложений: каким образом ребенок выстраивает предложения, какой в них подрядок слов допускает;
  • употребление числа и рода существительных, а также согласование с остальными частями речи;
  • употребление глагольных форм;
  • согласование существительных и числительных;
  • грамматические ошибки.

Результаты подобных проверок должны обязательно записываться в специальную тетрадь. Для тестирования особенностей грамматического строя речи воспитатель использует следующие методики:

  • Рассказ по сюжетным картинкам. Содержание картинок должно быть таким, чтоб ребенок мог по нему складывать предложения разной сложности: из двух слов, из трех слов, предложения из многих слов, сложные предложения.
  • Чтение повестей небольшого размера последующая беседа по их содержанию. Сначала воспитатель читает повесть, после чего задает ребенку несколько вопросов.
  • Индивидуальные беседы и разговоры воспитателя с детьми.
  • Различные дидактические игры с использованием картинок и игрушек, поскольку они дают возможность проверить насколько ребенок умеет употреблять предлоги и склонять существительные.
  • Дидактические упражнения. У каждого ребенка воспитатель должен проверять речь в утренние часы, после сна и во время прогулки. Если он заметит, что кто-то из детей неправильно выговаривает какое-то слово, в итоге в скором времени эта же ошибка появится у других детей. Именно поэтому воспитателю необходимо планировать работу таким образом, чтобы предотвратить возможные ошибки. Постоянное исправление ошибок у ребенка дает возможность усвоить ему грамматические нормы. Для этого воспитатели используют такие приемы, как вопросы, одобрения, поручения. К тому же, сами учителя должны демонстрировать детям образец грамматически правильной речи. Последний прием важен как на занятиях, так и в повседневной жизни.
  • Развитие слухового внимания. Если систематически работать над исправлением у детей ошибок, это со временем разовьет их слуховое внимание, а также приучит их прислушиваться к речи взрослого и своих товарищей. Доказано, что при постоянном контроле воспитателя за правильностью речи детей, наличии речевого образца, дети довольно легко замечают самые разные ошибки в речи товарищей. Развитие слухового внимания может тормозить шум в комнате и громкая речь воспитателя. Из-за этого дети перестают прислушиваться к словам других. Именно поэтому развитие слухового внимания возможно исключительно в спокойной обстановке. Поэтому воспитатели должны говорить негромко и приучивать к этому ребенка.
  • Сотрудничество семьи и детского сада. Эффективно исправить грамматические ошибки у ребенка можно только, если воспитатель и родители будут над этим совместно работать. Часто причиной различных ошибок речи становится повторение ошибок родителей. В подобных ситуациях воспитателю необходимо поговорить с родителями ребенка и указать на ошибки, которые нужно исправить.